Рынок нефти и нефтепродуктов Китая
Карта нефтяной отрасли
Добыча
Китай является одновременно одной из ведущих нефтедобывающих стран, а также самым крупным в мире импортёром сырой нефти. По итогам 2023 года объёмы добычи сырой нефти и ШФЛУ составили 229 миллионов тонн (628 тысяч тонн в сутки, 4.6 миллиона баррелей в сутки), из которых добыча нефти - 209 миллионов тонн (573 тысячи тонн в сутки, 4.2 миллиона баррелей в сутки). Это эквивалентно 4% общемировой добычи нефти.
Крупнейшие нефтяные компании Китая:
Петрочайна (Petrochina). Данная компания - одна из крупнейших в мире. Она является подразделением государственной Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Объём добычи в Китае в 2023 году - 105 миллионов тонн (286 тысячи тонн в сутки, 2.1 миллиона баррелей в сутки). Это составляет 50% от общего объёмы добычи нефти в Китае и 2% от объёма добычи нефти в мире. Флагманский проект - Дацин с устойчивым объёмом добычи 30 миллионов тонн нефти в год (29% от добычи компании в Китае).
Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec). Объём добычи в Китае в 2023 году - 35 миллионов тонн (95 тысяч тонн в сутки, 0.7 миллиона баррелей в сутки). Флагманский проект - Шенли с устойчивым объёмом добычи 23 миллионов тонн нефти в год (66% от добычи компании в Китае).
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC). Объём добычи в Китае в 2023 году - 50 миллионов тонн (136 тысяч тонн в сутки, 1.0 миллиона баррелей в сутки).
Данные три государственных нефтяных гиганта составляют основу нефтяной отрасли Китая. Все прочие компании добывают всего 19 миллионов тонн нефти в год (52 тысяч тонн в сутки, 0.4 миллиона баррелей в сутки). Перечень основных компаний и организаций нефтяной отрасли Китая доступен в терминале Сиала.
Основные сорта китайской нефти - вышеупомянутые Дацин и Шенли.
Месторождение Дацин (в переводе с китайского - Великое торжество) в провинции Хэйлунцзян - главное для Китая. Его открытие в 1959 году позволило Китаю обеспечить себя нефтью. При открытии его запасы составляли 6 миллиардов тонн.
Самый известный нефтяник времён разработки Даньциня (Великого Торжества) - Ван Цзиньси, также известный как железный человек.
Такое гигантское месторождение поменяло предпосылки взаимоотношений Китая со странами - поставщиками нефти в Китай, прежде всего с СССР. Именно дацинская нефть сделала возможной “Великую ссору” СССР и Китая.
Данное месторождение остаётся ведущим по объёмам и в настоящее время. Объём добычи в 2023 году составлял 27 тысяч тонн в сутки.
Государственные нефтяные компании активно вкладываются в расширение добычи нефти с целью снижения импорта. Это соответствует политике Китая и в других отраслях с высокой импортозависимостью. Среди новых проектов, ввод которых ожидается в 2024 году стоить отметить:
проект увеличения добычи и разработки новых нефтяных месторождений Суйчжун 36-1 и Люда 5-2 (оператор - Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация), суммарной мощностью 1.5 миллиона тонн в год.
проект разработки нефтяных месторождений Божонг 19-2 (оператор - Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация), мощностью 1 миллион тонн в год.
проект разработки нефтяных месторождений Хуэйчжоу 26-6 (оператор - Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация).
Перечень и карта действующих и вводимых в эксплуатацию китайских нефтяных месторождений, их владельцы и основные технические параметры доступны в терминале Сиала.
Китай является членом БРИКС, не входит в ОПЕК и ОПЕК+.
Транспортировка нефти
Китай в существенной степени опирается на систему магистральных нефтепроводов для импорта нефти из стран России, Казахстана и Мьянмы.
Россия
Трубопроводные поставки нефти из России идут через “Сковородино - граница КНР” (Сковородино - Мохэ) от нефтепровода “Восточная Сибирь - Тихий Океан” в сторону Китая “Сковородино - граница КНР” (Сковородино - Мохэ). Проектная мощность нефтепровода, запущенного в 2010 году, - 30 миллионов тонн в год (82 тысячи тонн в сутки).
Поставки осуществляются по долгосрочному договору между Роснефтью и Китайской национальной нефтяной корпорацией.
Поставки по данному нефтепроводу осуществляются напрямую государственным китайскими НПЗ на Северо-Востоке Китая:
Нефтехимический завод в Даляне
Цзилиньский НПЗ
Ляоянский НПЗ
Нефтехимический завод в Дацине
НПЗ Цзиньси
НПЗ в Цзиньчжоу
Все НПЗ принадлежат или контролируются государственной нефтяной компании “ПетроКитай”. ПетроКитай является частью Китайской национальной нефтяной корпорации.
В отличие от морских поставок трубопроводный экспорт сталкивается с куда меньшими политическими проблемами и является стабильным.
Казахстан
Проектная мощность нефтепровода “Казахстан-Китай“. запущенного в 2006 году составила 10 миллионов тонн нефти в год (27 тысяч тонн нефти в год). Фактическая мощность транспортировки по состоянию на 2025 года вероятно составляет 20 миллионов тонн.
Импорт российской нефти через Казахстан в 2025 году составляет около 10 миллионов тонн. Прогнозируется, что поставки в 2026 году составят 12.5 миллиона тонн.
Мьянма
Нефтепровод из Мьянмы предназначен для обеспечения импорта нефти в Китай в случае блокировки западными странами Сингапурского пролива, по которому поставляется основная часть нефти в Китай. Именно это пролив является самым значимым для мировой морской торговли нефтью.
Мощность нефтепровода, запущенного в 2013 году, составляет 22 миллиона тонн нефти в год (60 тысяч тонн в сутки).
В Китай из Мьянмы поставляется не местная нефть, а исключительно импортная. Заполнение нефтью данного трубопровода идёт через терминал "Остров Мейд”.
Импорт нефти
В начале развития нефтяной отрасли страны Китая являлся импортёром нефти. Открытие месторождения Дацин сделало его экспортёром. В 1973-1993 годах Китай экспортировал избыток нефти, преимущественно в соседнюю с данным гигантским месторождением Японию. Однако стремительный рост населения, а затем аналогичный рост промышленности сделали Китай сначала импортёром нефти (с 1993 года), а потом и крупнейшим в мире импортёром нефти (с 2015 года).
Импорт нефти по итогам 2023 года составил рекордные 564 миллиона тонн (1.54 миллиона тонн в сутки, 11.3 миллиона баррелей в сутки).
Предыдущий рекорд - 10.8 баррелей в сутки был поставлен в 2020 году на фоне экстремально низких цен на нефть. В 2021 и 2022 годах импорт снижался вследствие жёстких антиковидных мер в Китае. В 2023 году импорт вырос на 6% (930 тысяч баррелей в сутки).
Коммерческие стратегии импорта нефти китайскими нефтяными компаниями сильно разнятся в зависимости от акционерной структуры и степени публичности:
Государственные нефтяные компании активно вкладываются в нефтедобычу за рубежом в развивающихся странах.
Петрочайна. Объём добычи нефти за пределами Китая в 2023 году - 20 миллионов тонн (55 тысяч тонн в сутки, 0.4 миллиона баррелей в сутки).
Китайская нефтяная и химическая корпорация. Объём добычи нефти за пределами Китая в 2023 году - 5 миллионов тонн (14 тысяч тонн в сутки, 0.1 миллиона баррелей в сутки).
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация. Объём добычи нефти за пределами Китая в 2023 году - 22 миллиона тонн (61 тысяча тонн в сутки, 0.5 миллиона баррелей в сутки).
В совокупности, 8% нефти, импортируемой Китаем, добывается китайскими компаниями за рубежом.
Частные нефтеперерабатывающие компании выстроили санкционно-устойчивую структуру логистики импорта нефти, её финансирования и оплаты. Именно эти компании являются импортёрами венесуэльской, иранской и российской нефти. В приоритете этих компаний - маржа нефтепереработки, которую компании могут заработать.
Также стоит отметить активно развивающееся сотрудничество Саудовской Аравии (в лице государственной нефтяной компании Saudi Aramco и её нефтехимического подразделения SABIC) по строительству новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей в Китае и совместному их владению с китайскими государственными нефтяными и независимыми частными компаниями. Стоимость инвестиций достигает триллионов рублей. Аналогичную бизнес-модель Саудовская Аравия реализовывала в прежние десятилетия с США - с ведущим своим политическим партнёром в те годы, а также крупнейшим импортёром нефти (ключевой актив - Motiva Enterprises в Техасе, включающий нефтеперерабатывающие гиганты и сеть дистрибуции).
Импорт нефти квотируется решениями государственной комиссии. Квоты могут выдаваться на срок от месяца до календарного года.
По итогам 2023 года ведущими импортёрами нефти в Китай стали:
Россия - 301 тысяча тонн в сутки. Из них 116 тысяч тонн в сутки импортируется по нефтепроводам. Россия поднялась со второго места в 2022 году на первое в данном рейтинге и стала ведущим поставщиком нефти в Китай.
Саудовская Аравия - 233 тысячи тонн в сутки.
Ирак - 164 тысячи тонн в сутки.
Малайзия по документам, по факту Иран и Венесуэла с перевалкой в малазийских водах - 151 тысяча тонн в сутки. Малайзия в части поставок нефти в Китай является преимущественно транзитной страной для иранской и венесуэльской нефти, которые не поставляются в Китай напрямую. Объём импорта иранской нефти в Китай оценивается в те же 150 тысяч тонн в сутки, что тождественно объёму нефти, привезённой в Китай танкерами из Малайзии.
ОАЭ - 110 тысяч тонн в сутки.
Оман - 96 тысяч тонн в сутки.
Бразилия - 96 тысяч тонн в сутки.
Ангола - 82 тысячи тонн в сутки.
Кувейт - 68 тысяч тонн в сутки.
США - 41 тысяча тонн в сутки.
По итогам 2024 года ведущими импортёрами нефти в Китай стали:
Россия - 296 тысяч тонн в сутки.
Саудовская Аравия - 215 тысяч тонн в сутки.
Малайзия по документам, по факту Иран и Венесуэла с перевалкой в малазийских водах - 192 тысяч тонн в сутки.
Ирак - 175 тысяч тонн в сутки.
Оман - 111 тысяч тонн в сутки.
Бразилия - 101 тысяча тонн в сутки.
ОАЭ - 97 тысяч тонн в сутки.
Ангола - 79 тысяч тонн в сутки.
Кувейт - 44 тысячи тонн в сутки.
Катар - 28 тысяч тонн в сутки.
По итогам января - августа 2025 года ведущими импортёрами нефти в Китай стали:
Россия - 271 тысяча тонн в сутки.
Саудовская Аравия - 216 тысяч тонн в сутки.
Малайзия по документам, по факту Иран и Венесуэла с перевалкой в малазийских водах - 196 тысяч тонн в сутки.
Ирак - 178 тысяч тонн в сутки.
Бразилия - 119 тысяч тонн в сутки.
Оман - 97 тысяч тонн в сутки.
ОАЭ - 90 тысяч тонн в сутки.
Ангола - 78 тысяч тонн в сутки.
Кувейт - 49 тысячи тонн в сутки.
Канада - 40 тысяч тонн в сутки.
В 2025 году Китай импортировал нефть из 37 стран, что делает базу его поставщиком очень диверсифицированной. Китай не зависит критически ни от одного из поставщиков нефти. Место одного выбывшего всегда займут другие.
Импорт российской нефти
Китай импортирует все основные сорта российской нефти - дальневосточные ВСТО и Сокол и европейский - Юралс. В настоящее время Китай является импортёром номер один российской нефти.
Импорт нефти осуществляется по нефтепроводам и морем.
Основная часть сорта ВСТО поставляется по наземному нефтепроводу на НПЗ в Северо-Восточном Китае. Проектная мощность нефтепровода – 82 тысячи тонн в сутки.
С 2023 года также начались поставки российской Юралс в Западный Китай транзитом через Казахстан по нефтепроводу Омск – Павлодар – Атасу – Алашанькоу – Синьцзян. Оценочный объём поставок – 27 тысяч тонн. Схожий объём по этой системе поставляет сам Казахстан.
Поставки морем российской нефти идут как в адрес независимых НПЗ, так и государственных нефтяных компаний Китая. Поставки дальневосточных сортов практически не имеют дисконтов благодаря коротким маршрутам поставок (от 4 дней) на НПЗ Северного Китая. Однако зачастую танкеры постаивают в ожидании отгрузки куда больше из-за юридических вопросов. Поставки нефти с портов Чёрного моря, Балтийского моря и Северного-Ледовитого океана требуют длительных вояжей, что приводит к значительным дисконтам в российских портах отгрузок.
Это делает российскую экономику критически зависимой во время СВО от тенденций китайского нефтяной отрасли. Для Китая Россия также является поставщиком нефти номер один, однако зависимость Китая существенно ниже ввиду гораздо более широкой базы поставщиков.
Энергетический союз России и Китая старается разрушить США. И как минимум на операционном уровне им удаётся создать сложность, которые приводят к дополнительных расходам и, как следствие, снижению маржинальность российских поставок в Китай. Ключевые палки в колёса – это давление на китайские банки, работающие с российской нефтью, и давление на владельцев портов.
Валютная пара юань – рубль уже стала главной на российском финансовом рынке. Однако давление на участников платежей из России, Китая и третьих стран имеет определённый эффект, выраженный в более дорогой стоимости конверсии. Каждая следующая волна пакетов из ЕС и еже с ними, а ранее из США ведёт к определённым потерям, необходимости реорганизовать операционную деятельность и связанным с ними задержками.
Давление на владельцев портов становится более критичным – перенаправление потоков с одного порта на другой возможно, но снижает клиентуру российской нефти. И в отличии от финансовых контрагентов, крупных нефтяных портов всё же ограниченное число и на коротком горизонте новые физические объекты не построить.
В 2025 году стоить отметить случай частичных ограничений со стороны портовой группы Шаньдун вследствие такого рода давления США. В январе 2025 года китайская “Группа порта Шаньдун” под давлением США запретила танкерам, находящимся под санкциями США, заходить в свои порты в провинции Шаньдун (Циндао, Жичжао и Янтай), где расположено множество независимых нефтеперерабатывающих предприятий, являющихся крупнейшими импортерами нефти из стран, попавших под ограничения Запада.
Это неизбежно приводит к перенаправлению потоков. Порт Лонгкоу в китайской провинции Шаньдун 15 января 2025 года впервые осуществил разгрузку российской нефти с судна, попавшего под санкции и получившего освобождение от ограничений. Судно Mermar под флагом Панамы выгрузило около 755 тыс. баррелей нефти ВСТО в порту Лонгкоу. Груз был принят независимым НПЗ в Дунъине.
Импорт саудовской нефти
Саудовская Аравия является вторым после России поставщиком нефти в Китай.
По аналогии с другими странами Саудовская Аравия старается не только поставить нефть, но и иметь долю в её последующей нефтепереработки. Ключевой такой точкой присутствия Саудовской Аравии в Китае является Чжэцзян-Чжоушаньский нефтеперерабатывающий и нефтехимический завод. Доля Сауди Арамко - 10%. Мощность открытого в 2019 году завода составляет 110 тысяч тонн в сутки. Из них 66 тысяч тонн в сутки поставляется из Саудовской Аравии.
Импорт иранской нефти
Китай является доминирующим импортёром иранской нефти. Вся иранская нефть попадает в Китай после её перевалки в территориальных водах Малайзии и других стран. Прямые поставки отсутствуют.
Несмотря на то, что объёмы импорта иранской нефти в Китай относительно некритичны, они занимают важную долю в структуре прибыли независимых китайских нефтепереработчиков.
Иранский нефтяной экспорт в существенной степени зависит от политических отношений Китая и Ирана и переговорных условий по величине дисконта на иранскую нефть и имеет определённую волатильность. Переговоры за дисконты, как правило, начинаются после очередных раундов политического давления на китайские НПЗ и логистические компании и иранских трейдеров. Последняя из таких атак была в августе 2025 года на одного из крупнейших иранских нефтетрейдеров, контролируемого Хусейном Шамхани. После каждой атаки отмечается временное снижение объёмов поставок иранской нефти в Китай на 1-2 месяца в рамках обновления договорённостей и организационной перестройки экспорта.
Но также стоит отметить долгосрочную устойчивость данного торгового потока, – китайская инфраструктура платежей за иранскую нефть долгое время является главным образцом сопротивления давлению США в финансовом секторе. Это внушает значительный оптимизм в устойчивость оплаты и российских поставок.
Импорт венесуэльской нефти
Китай является ключевым импортёром венесуэльской нефти и битумных смесей. Вся венесуэльская нефть попадает в Китай после её перевалки в территориальных водах Малайзии и других стран. Прямые поставки отсутствуют.
Продуктовая структура спроса на венесуэльское сырьё обуславливается остатками годовых квот китайских компаний на импорт нефти и величиной импортной пошлины на битумную смесь (классифицируемый китайской таможней как нефтепродукт, импорт которых в Китай ограничивается). Импорт тяжёлых сортов венесуэльской нефти китайскими компаниями может учитываться как импорт непосредственно нефти, так и импорт битумной смеси. Первый вариант требует наличия у компании-импортёра квоты на импорт. В случае её отсутствия импорт классифицируется в таможенных документах как импорт битумной смеси и облагается дополнительным налогом в 15 долларов за баррель. Ещё большим налогом облагается импорт мазута - 30-36 долларов за баррель. Таким образом, решения китайской государственной комиссии по импортным квотам сильно влияют на дисконт венесуэльской нефти по отношению к рыночным бенчмаркам.
В отличии от иранской нефти по венесуэльской нефти США периодических допускают послабления для своих компаний и в редких случаях для компаний из Европы и ранее Индии. В такие периоды начинается конкуренция китайских нефтяных компаний за венесуэльский ресурс и, как следствие, снижаются рыночные дисконты на венесуэльскую нефть и косвенно на иранскую и российскую.
Импорт нефти из Канады
Китай стремительно стал одним из главных импортёров канадской нефти морем. Экспорт канадской нефти значительно увеличился в конце 2024 года после запуска Расширения Трансгорного нефтепровода и совпал с началом тарифной войны Трампа против Канады. С сентября 2024 года среднесуточный импорт канадской нефти в Китай составляет 38 тысяч тонн.
Отдельные сорта канадской нефти имеют повышенную кислотность, что вызывает технические ограничения по её приёмке и переработки на НПЗ. Несмотря на это она заняла свою долю на китайском и других азиатских рынках. Такое сотрудничество также критически важно и для Канады в попытках диверсифицировать свой свой нефтяной экспорт от США.
В случае введения тарифов США на импорт канадской нефти ожидаемо увеличатся её поставки на экспорт, в том числе в Китай.
Импорт нефти из США
4 февраля 2025 года Китай ввёл контрмеры в отношении импорта нефти и нефтепродуктов и других товаров из США в рамках зеркального ответа на тарифы, введённые новой администрацией Трампа на весь китайский экспорт в США. Тариф на импорт сырой нефти и нефтепродуктов из Китая в США составит 10%.
В 2024 году Китай импортировал 10.8 миллиона тонн нефти из портов США, включая нефть, добытую непосредственно в США, и канадскую нефть, транспортированную трубопроводами до портов США в Мексиканском заливе.
Среди канадских нефтей, поставляемых через США, стоит отметить поставки тяжёлых высокосернистых сортов: Смесь Западный доступ (плотность по API - 22, содержание серы - 4%), Озеро Кристина (20.5, 3%), Смесь Холодное озеро (20.2, 4.1%). Ввод расширения Трансгорного нефтепровода в Канаде в 2024 году в купе с планируемым вводом тарифов США на импорт канадской нефти ожидаемо исключит США из цепочки поставок канадской нефти в США.
Непосредственно из США поставлялись лёгкие мало и среднесернистые нефти (такие как Западнотехасская промежуточная (WTI,42.7, 0.1%) , Северный склон Аляски (32.1, 0.9%)) и средние высокосерниствые нефти (такие как смесь Марс (28.2, 2.1%)).
Китай прекратил импорт нефти из США с июня 2025.
Хранение нефти
Китай создал гигантскую инфраструктуру для хранения сырой нефти.
По состоянию на 28.02.2024 Китай хранит 135 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 22% от общемировых запасов. По этому показателю Китай занимает первое место в мире, недавно обогнав прежнего мирового лидера - США на фоне его распродаж запасов нефти.
Переработка нефти
Объёмы переработки нефти и газового конденсата в 2023 году составили рекордные 2 153 тысяч тонн в сутки. Рост за год - также рекордные 162 тысячи тонн в сутки. Из них переработка нефти - 2 071 тысяча тонн в сутки.
В 2024 году объём переработки нефти и газового конденсата составил 2 098 тысяч тонн в сутки. Снижение обусловлено снижением утилизации НПЗ (с рекордных 83% до 81%). Из них переработка нефти - 2 016 тысяч тонн в сутки.
По итогам января - сентября 2025 года объём переработки нефти и конденсата составляет 2 082 тысячи тонн в сутки. Снижение также обусловлено возвращаем в норму (79%) утилизации НПЗ. Из них переработка нефти - 2 031 тысяча тонн в сутки.
Основа нефтепереработки - НПЗ государственных нефтяных гигантов:
Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec): объём переработки в 2023 году - 259 миллионов тонн (710 тысяч тонн в сутки, 5.2 миллиона баррелей в сутки). Рост за год - 42 тысячи тонн в сутки (рост на 6.3%). Ключевые НПЗ:
SINOPEC Beijing Yanshan Company мощностью переработки нефти 200 тысяч баррелей в сутки (10 миллионов тонн в год)
SINOPEC Qilu Company мощностью переработки нефти 213 тысяч баррелей в сутки (10.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Shanghai Gaoqiao Company мощностью переработки нефти 250 тысяч баррелей в сутки (12.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Jinling Company
SINOPEC Maoming Company мощностью переработки нефти 274 тысячи баррелей в сутки (13.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Tianjin Company мощностью переработки нефти 314 тысяч баррелей в сутки (15.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Baling Company
SINOPEC Changling Company мощностью переработки нефти 162 тысячи баррелей в сутки (8 миллионов тонн в год)
SINOPEC Zhenhai Refining & Chemical Company мощностью переработки нефти 466 тысяч баррелей в сутки (23 миллиона тонн в год)
SINOPEC Guangzhou Company мощностью переработки нефти 268 тысяч баррелей в сутки (13.2 миллиона тонн в год)
SINOPEC Anqing Company мощностью переработки нефти 112 тысяч баррелей в сутки (5.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Luoyang Company мощностью переработки нефти 162 тысячи баррелей в сутки (8 миллионов тонн в год)
SINOPEC Jingmen Company мощностью переработки нефти 122 тысячи баррелей в сутки (6 миллионов тонн в год)
SINOPEC Jiujiang Company мощностью переработки нефти 122 тысячи баррелей в сутки (6 миллионов тонн в год)
SINOPEC Jinan Company мощностью переработки нефти 100 тысяч баррелей в сутки (5 миллионов тонн в год)
SINOPEC Wuhan Company мощностью переработки нефти 172 тысячи баррелей в сутки (8.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Qingdao Refining Corp мощностью переработки нефти 200 тысяч баррелей в сутки (10 миллионов тонн в год)
SINOPEC Cangzhou Company мощностью переработки нефти 71 тысяча баррелей в сутки (3.5 миллиона тонн в год)
SINOPEC Beihai Company мощностью переработки нефти 100 тысяч баррелей в сутки (5 миллионов тонн в год)
SINOPEC Xi'an Company
SINOPEC Tahe Company мощностью переработки нефти 100 тысяч баррелей в сутки (5 миллионов тонн в год)
SINOPEC Hainan Petrochemical Co мощностью переработки нефти 162 тысячи баррелей в сутки (8 миллионов тонн в год)
SINOPEC Qingdao Petrochemical Co мощностью переработки нефти 200 тысяч баррелей в сутки (10 миллионов тонн в год)
SINOPEC Zhanjiang Dongxing Petrochemical Company мощностью переработки нефти 100 тысяч баррелей в сутки (5 миллионов тонн в год)
SINOPEC Shijiazhuang Refining & Chemical Company мощностью переработки нефти 100 тысяч баррелей в сутки (5 миллионов тонн в год)
Sinopec Shanghai Petrochemical Co мощностью переработки нефти 284 тысячи баррелей в сутки (14 миллионов тонн в год)
Sinopec Yangzi Petrochemical Company мощностью переработки нефти 180 тысяч баррелей в сутки (9 миллионов тонн в год)
Петрочайна: объём переработки в 2023 году - 189 миллионов тонн (518 тысяч тонн в сутки, 3.8 миллиона баррелей в сутки). Рост за год - 68 тысячи тонн в сутки (рост на 15%). Ключевые НПЗ:
Guangdong Petrochemical мощностью переработки 400 тысяч баррелей тяжёлой нефти в сутки. Является совместным предприятием Китайской национальной нефтегазовой корпорации и венесуэльской PDSVA
Dalian West Pacific Petrochemical Co - совместное предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Dalian Construction Investment
Sichuan Petrochemical - интегрированный комплекс нефтепереработки и нефтехимии мощностью 200 тысяч баррелей нефти в сутки (10 миллионов тонн в год)
Dushanzi Petrochemical мощностью 200 тысяч баррелей в сутки
Guangxi Petrochemical мощностью 200 тысяч баррелей в сутки
Dalian Petrochemical мощностью 400 тысяч баррелей в сутки
Lanzhou Petrochemical мощностью 200 тысяч баррелей в сутки
Liaoyang Petrochemical мощностью 182 тысячи баррелей в сутки
Ningxia Petrochemical мощностью 100 тысяч баррелей в сутки
Прочие государственные нефтяные компании переработали в 2023 году - 70 миллионов тонн (191 тысячу тонн в сутки, 1.4 миллиона баррелей нефти в сутки). Среди прочих государственных нефтеперерабатывающих компаний стоит также отметить Китайскую национальную шельфовую нефтяную корпорацию. Ей принадлежат следующие НПЗ:
CNOOC Dongfang Petrochemical мощностью 40 тысяч баррелей в сутки
CNOOC Bitumen Sichuan мощностью 12 тысяч баррелей в сутки
Ключевой фокус капитальных инвестиций государственных нефтяных компаний смещается в доработку и модернизацию уже существующих мощностей нефтепереработки, а также в строительство новых мощностей нефтехимии, в том числе интегрированную с нефтепереработкой.
Частные нефтепереработчики
Негосударственные (независимые) НПЗ Китая перерабатывают в совокупности 548 тысячи тонн в сутки.
Китайские независимые НПЗ в совокупности сформировали уникального в мировой торговле нефтью игрока. В отличии от государственных китайских нефтяных компаний они не подчиняются торговым ограничениям Запада и сформировали суверенную инфраструктуру для закупок нефти, включая логистику, оплату, торговое финансирование.
Основное сырьё, перерабатываемое на данных НПЗ, поступает из самого Китая, Ирана, России, Венесуэлы и Саудовской Аравии. Нефть прочего происхождения импортируются в зависимости от рыночной конъюнктуры. Помимо импортной нефти независимые НПЗ перерабатывают местную китайскую нефть, добываемую на оффшорных месторождениях, а также битуминозную смесь и мазут.
Импорт нефти частными нефтепереработчиками квотируется при помощи ежегодных квот. Это позволяет Правительству КНР управлять в ручном режиме как непосредственно китайскими нефтепереработчиками, так и задавать тон внешнеполитическим отношениям с Ираном и Венесуэлой.
Переработка нефти на независимых НПЗ является более выгодной за счёт закупок дисконтированной нефти. Типовая разница по сравнению с государственными компаниями составляет оценочно 6 тысяч рублей за тонну по состоянию на август 2025 года. Именно независимые НПЗ получают экономический удар первыми после каждого раунда давления стран Запада, но более высокая маржинальность операций позволяет им переваривать все причиняемые неудобства и вкладываться в модернизацию мощностей.
Правительство Китая ориентировано на закрытие старых мощностей независимых НПЗ (возрастом более 30 лет к 2029 году), особенно небольших (мощность переработки менее 2 тысяч тонн нефти в сутки), не соответствующих современным требованиям по энергетической эффективности и экологическим стандартам (мощности, введённые более 20 лет назад). Дополнительными элементами государственной политики в области нефтепереработки являются создание замещающих мощностей в рамках интегрированных энергетических парков с мощностями нефтеперереботки и нефтехимии, создание замкнутых систем очистки и снижение вредных эмиссий газов.
Разделение по технологическому уровню независимых НПЗ приводит к разному уровню маржинальности на одной и той же нефтяной диете. Если современные интегрированные заводы всегда зарабатывают положительную маржинальность, то устаревшие топпинговые НПЗ с 2024 года перманентно борются за выживание.
Из числа ещё не закрывшихся независимых топпинговых заводов около четверти находятся в экономических простоях по состоянию на 22.10.2025 (совокупная простаивающая мощность - 77 тысячи тонн в сутки). Многих из устаревших независимых НПЗ не получают квоты на импорт дешёвой нефти, что вынуждает их работать на более дорогих битумных смесях и мазутах, импорт которых облагается пошлиной. Это ещё больше ухудшает экономику таких НПЗ и стимулирует их к закрытию. Однако некоторые из таких НПЗ возвращаются к жизни при улучшении рыночных условий. В октябре 2025 года доля таких НПЗ в общем объёме нефтепереработки в Китае составляет около 20%. Доля старых независимых НПЗ неуклонно снижается как вследствие закрытия самих мощностей, так и увеличения их экономических простоев. Именно такого рода НПЗ являются “закрывающими” в структуре нефтепереработчиков и именно они первыми реагируют на снижение спроса на автомобильное топливо в Китае.
Квотирование импорта нефти, экспорта нефтепродуктов и повышение эффективного налогообложения данных операций позволяет Правительству КНР в лице Комиссии по реформам создавать условия для быстрого закрытия НПЗ, не соответствующих критериями государственной программы.
Динамика мощностей нефтепереработки
Общая текущая мощность переработки китайских НПЗ - 2.05 миллиона тонн в сутки по состоянию на март 2024 года. Утилизация НПЗ в 2023 году - 81%. Существует долгосрочная цель и одновременно потолок по целевой мощности переработки нефти - 2.7 миллиона тонн в сутки. Дальнейшие ориентир, устанавливаемый Правительством Китая - повышение глубины переработки нефти и создание нефтехимических мощностей на площадках НПЗ.
В этом году на долю Китая приходится 37% новых мощностей первичной переработки нефти во всём мире.
Ключевые текущие проекты расширения, переноса и ренновации НПЗ:
Расширение Нефтеперерабатывающего и химического завода в Чжэньхай
НПЗ ХАПКО в Паньцзине
Расширение НПЗ Нинбо Дэкси
Расширение НПЗ Юэян Чанлин
Расширение НПЗ Цзыбо Цилу
Расширение НПЗ Тахе
Расширение НПЗ Гулей
Воссоздание на новой площадке на острове Сичжун Даляньского НПЗ
Потребление нефтепродуктов
Потребление нефтепродуктов в Китае по итогам 2023 года:
Нафта - 333 тысяч тонн в сутки
Бензин - 453 тысячи тонн в сутки
Дизель - 572 тысяч тонн в сутки
Керосин - 106 тысяч тонн в сутки
Мазут - 88 тысяч тонн в сутки.
Общее потребление нефтепродуктов - 2 млн тонн в сутки - 16% от мирового потребления нефтепродуктов в мире.
Потребление основных нефтепродуктов в Китае по итогам 2024 года:
Нафта - 346 тысяч тонн в сутки
Бензин - 455 тысяч тонн в сутки
Керосин - 116 тысяч тонн в сутки
Дизель - 551 тысяча тонн в сутки
Мазут - 88 тысяч тонн в сутки.
Несмотря на замедление темпов роста экономика Китая всё равно растёт темпами выше мировых. Это в свою очередь увеличивает и спрос на энергию, в целом, и на нефтепродукты, в частности. Однако по разным видам энергии наблюдается разная динамика. Это в свою очередь привело, что на некоторые виды нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин) спрос начал стагнировать в пользу альтернативных видов топлива. Потребление керосина растёт, но всё ещё не востановилось после пандемии. Среди ключевых факторов роста спроса на нефтепродукты - СУГ и сырьё для нефтехимии. Это, в свою очередь, приводит к ожиданиям роста спроса на объём переработки нефти и её импорт.
Нафта
Потребление нафты в Китае в 2025 году составляет 357 тысяч тонн в сутки. Спрос на нафту стремительно растёт – ежегодный рост 12%.
Нефтехимическая промышленность - основной потребитель нафты в Китае - продолжает свой уверенный рост. Вводятся новые мощности, которые увеличивают спрос на нафту, СУГ этан в качестве сырья для производства полимеров. Рынок полимеров в Китае и в мире продолжает свой уверенный рост. Государственной стратегией Китая является наращивание внутреннего производства базовых полимеров и снижение их импорта. Стоит отметить, что снижение импорта идёт прежде всего за счёт снижения поставок европейских производителей.
Собственное производство нафты в 2025 году составляет – 294 тысяч тонн в сутки. С 2024 года наблюдается разгармонизация в части стабилизации объёмов нефтеперереботки и высокого роста спроса на нафту. Это привело к увеличению объёмов импорта нафты до 63 тысяч тонн в сутки. Ожидается, что в ближайшие годы импорт нафты продолжит расти по этим же причинам.
Бензин
Потребление бензина в Китае в 2025 году составляет 442 тысяч тонн в сутки. Потребление достигло максимума в 2024 году – 455 тысяч тонн в сутки. В целом, оно находится на уровне плато с 2019 года, если не учитывать влияние пандемийного локдауна. Ожидается, что потребление бензина в Китае будет постепенно снижаться с темпом 1.7% в год (8 тысяч тонн в сутки за год).
В Китае активно развивается производство электромобилей. Китайсий рынок электромобилей является ведущим в мире (5.5 миллиона проданных автомобилей в первом полугодии 2025 года, 60% от общемировых продаж, рост на 32% за год).
Китайская автомобильная компания BYD стала второй после Tesla из США в списке крупнейших в мире производителей электромобилей по итогам первого квартала 2024 года. В 2025 году BYD стала ведущей по объёмам продаж электромобилей компанией в мире.
Продажи электрических и гибридных автомобилей сильно меняют структуру парка пассажирских автомобилей в Китае.
В сентябре 2024 года продажи автомобилей с бензиновыми двигателями впервые составили менее половины от числа проданных – 49%. Продажи электроавтомобилей достигли 30% от общего объёма проданных автомобилей в данном месяце. Доля электромобилей в структуре продаж новых автомобилей стремительно растёт – так в январе 2022 года они составляли вдвое меньше – 15%. Продажи гибридов составили в сентябре 20% от общего числа проданных автомобилей и также демонстрируют существенный рост доли рынка. Традиционно продажи автомобилей с дизельными двигателем в Китае минимальны и составляют всего 1-2%.
В четвёртом квартале 2024 года и первом квартале 2025 года продолжает наблюдаться тенденция, что продажи электромобилей и гибридных автомобилей составляют 50% от общих продаж электромобилей. Это можно рассматривать как стабилизацию сегментов электромобилей, гибридных автомобилей и автомобилей с ДВС.
В первом полугодии 2025 года продажи электромобилей составили 3.3 миллиона (доля от общего объёма продаж - 31%, рост на 38%), гибридных автомобилей - 2.1 миллиона (доля - 20%, рост на 27%). В совокупности - 50% от общего объёма продаж. Это соотношение держится уже в течении длительного времени.
Стоит отметить, что электромобили, в среднем, стоят в два раза дороже своих бензиновых аналогов и существенно зависят от государственных субсидий и регуляторных требований. В настоящее время Китай балансирует между снижением экологических проблем китайских мегаполисов и необходимостью поддерживать экономический рост и благосостояния населения. Экономика и благосостояния граждан особо пострадало в рамках кризиса на рынке жилой недвижимости и не все убытки граждан ещё материализовались. Таким образом нет однозначного понимания дальнейшей траектории роста доли электромобилей в структуре продаж новых автомобилей. Европа, которая начала этот путь раньше, сталкивается в настоящее время с реверсивными тенденциями и началом отмен субсидий.
По состоянию на июнь 2025 года, действующий автопарк Китая составляет 359 миллиона автомобилей. Из них 25.6 миллиона являются электромобилями, 11.4 миллиона - гибридными.
При сохранении 50% доли электромобилей и гибридных автомобилей в структуре продаж новых автомобилей доля автомобилей с ДВС в общем парке действующих автомобилей будет достаточно быстро снижаться и стремиться к асимптоте в 50%.
Таким образом будущий спрос на автомобильный бензин в Китае зависит от комбинации разнонаправленных факторов. Стимулировать рост спроса будут продолжающаяся автомобилизация населения на фоне умеренного роста благосостояния, а также ожидаемое снижение субсидирования продаж электромобилей. Оказывать негативное влияние на спрос будет общее сокращение населения и рост продажи гибридных и электрических автомобилей. Статистика показывает, что негативные факторы постепенно перевешивают.
Керосин
Потребление керосина в Китае в 2025 году составляет 119 тысяч тонн в сутки. Спрос достиг максимума в 2019 году – 128 тысяч тонн в сутки, но сильно пострадал из-за приостановки авиационного сообщения во время пандемии. К 2023 году потребеление авиационного керосина упало двукратно (60 тысяч тонн в сутки) по сравнению с пиком 2019 года. С тех пор авиационное сообщение в Китае всё ещё восстанавливается и только выходит на уровни 2019 года. Ожидаемый рост в ближайшие годы - 3% (3 тысячи тонн в сутки в год). В отличии от стагнирующего спроса на автомобильное топливо ожидается, что спрос на авиационное топливо в Китае будет только расти.
Увеличение благосостояния китайцев, а также восстановление после ковидных ограничений, приводит к росту спроса на авиационный керосин и стимулирует нефтеперерабатывающие компании увеличивать долю авиакеросина в структуре производства нефтепродуктов. Однако по состоянию на июль 2024 года авиаперевозки и, соответственно, спрос на авиационный керосин ещё не вышел на пиковый уровень 2019 года.
Основные точки роста - рост внутренних перелётов по причине продолжающегося роста благосостояния населения, особенно в городах субпровинциального и ниже уровней.
Весь потребляемый авиационный керосин производится в стране. Существует значительный профицит производства авиационного керосина – 37% (44 тысяч тонн в сутки в 2025 году). Весь избыток авиационного керосина Китай экспортирует.
Дизельное топливо
Потребление дизельного топлива в Китае в 2025 году составляет 540 тысяч тонн в сутки. Спрос достиг максимума в 2023 году – 572 тысячи тонн в сутки. С тех пор темы снижения составляют значимые 3% (16 тысяч тонн в сутки в год). Ожидается продолжение этой тенденции в ближайшие годы.
Продолжается рост продаж грузовых автомобилей, работающих на природном газе. Ключевая причина увеличения доли грузовиков, работающих на СПГ, - экономическая: СПГ стоит почти в два раза дешевле, чем дизельное топливо в пересчёте в энергетические единицы. В 2024 году продажи таких грузовиков в отдельные месяца достигали рекордных 30%, но ближе к концу году их доля снизилась до 10%. По состоянию на март 2025 года доля продаж грузовиков на СПГ составила 22%.
По итогам первой половины 2025 года, доля тяжёлых грузовиков с дизельными двигателем среди общего объёма проданных новых грузовиков данного класса составила 52%, с двигателем на природного газе / СПГ - 25%, электрическим двигателем - 22%.
Всё это говорит, что грузовики на газе нашли свою нишу и их доля в парке действующих грузовиков будет расти с каждым годом. Поэтому происходит снижение роста спроса на дизельное топливо несмотря на продолжающийся рост парка грузовых автомобилей.
Ввод тарифов Трампом против Китая, а также продолжающиеся проблемы с китайским рынком недвижимости привели к снижению потребления дизельного топлива в 2025 году.
Всё потребляемое дизельное топливо производится в стране. Избыток дизельного топлива Китай экспортирует.
Мазут
Потребление мазута в Китае в 2025 году составляет 88 тысяч тонн в сутки. Спрос на мазут имеет несколько тенденций. В рамках программах газификации и развития ВИЭ спрос на относительно грязный с экологической точки зрения мазут быстро сокращался – с пика в 121 тысячи тонн в сутки в 2005 году до минимума в 64 тысяч тонн в сутки в 2018 году. С тех пор спрос на мазут растёт вследствие роста судоходства. Спрос на мазут является относительно стабильным с 2021 года. Летом отмечается более высокое сезонное потребление.
Постепенно расчёт значимость Китая как центра бункеровки судов – как для внутрикитайских перевозок, так и осуществляющих международные перевозки.
Продажи судового топлива в Китае растут на фоне общего роста судоходства. Объём продаж мазута (главным образом низкосернистого) в качестве бункера составляет 62 тысяч тонн в сутки (70% от общего спроса на мазут в Китае). Китайский хаб Чжоушань вышел в 2024 году на четвёртое место среди всех центров бункеровки в мире (после Сингапура, Роттердама и Фуджейры) с объёмом 20 тысяч тонн в сутки и опередил прежнего китайского лидера – Гонгконг (14 тыся тонн в сутки). Оба входят в десятку крупнейших в мире.
С определённым запозданием Китай переводит рост экспортно-импортных операций китайской экономики в рост бункеровки морской перевозки данных товаров всеми видами топлива. Помимо мазута такой же рост показывает и бункеровка СПГ.
Производство мазута на НПЗ страны в 2025 году составляет 63 тысячи тонн в сутки. Объёмы производства мазута не имеют чётко выраженной динамики и определяются в первую очередь запусками в эксплуатацию новых мощностей первичной и вторичной переработки нефти, выводом из эксплуатации старых мощностей.
Дефицит мазута покрывается за счёт импорта. Китай импортирует высокосернистый мазут и экспортирует профицит мазута с очень низким содержанием серы.
Импорт нефтепродуктов
Импорт нефтепродуктов по итогам 2023 года составил 48 миллионов тонн. Китай практически полностью обеспечивает себя нефтепродуктами.
Мазут
Одним из ключевых импортируемых нефтепродуктов является высокосернистый мазут. Поставки высокосернистого мазута идут в адрес китайских НПЗ, в основном, в провинции Шаньдун, а также бункеровочные хабы Чжоушань и Гонконг.
В 2025 году импорт высокосернистого мазута ожидается на уровне 64 тысяч тонн в сутки. Основные прямые поставщики – Россия, Иран и Венесуэла. Поставки идут также с крупнейшего в мире хаба физической торговли мазутом в Сингапурском проливе.
Поставки высокосернистого мазута на НПЗ идут, в основном, в порты провинции Шаньдун. Импорт высокосернистого мазута в 2024 году в провинции Шаньдун составил 9.1 миллиона тонн (25 тысяч тонн в сутки). Географическая структура основных импортёров:
Россия - 5.4 миллиона тонн
Иран - 1.2 миллиона тонн
Венесуэла - 704 тысячи тонн
мазут, перегруженный в территориальных водах Малайзии и Сингапура - 1.1 миллиона тонн. Эти объёмы также включают российский, иранский и венесуэльский ресурсы.
Нафта
С 2024 года наблюдается разгармонизация в части стабилизации объёмов нефтеперереботки и высокого роста спроса на нафту. Это привело к увеличению объёмов импорта нафты до 63 тысяч тонн в сутки. Ожидается, что в ближайшие годы импорт нафты продолжит расти по этим же причинам.
Экспорт нефтепродуктов
Светлые нефтепродукты
Китай является нетто-экспортёром нефтепродуктов. Основа китайского экспорта нефтепродуктов - светлые нефтепродукты. В этом Китай повторяет многолетнюю стратегию своих соседей - Японии и Южной Кореи: импортирует нефть и мазут, перерабатывает и продаёт излишки нефтепродуктов азиатским соседям.
Экспорт нефтепродуктов жёстко регламентируется Министерством коммерции Китая при помощи установки годовых квот на экспорт в детализации по типам нефтепродуктов. Абсолютный приоритет - избежание дефицита нефтепродуктов на местном рынке и обеспечение приемлемых цен на топливо для китайцев. В этом ручном управлении Китай схож с временными практиками Правительства РФ по стабилизации внутренних рынков автомобильного топлива. До 2020 года квоты были детализированы по видам светлых нефтепродуктов. С 2021 года Китай квотирует общий объём экспорта.
Список китайский компаний экспортёров нефтепродуктов ограничен. В основном, это китайские государственные нефтяные компании. Однако квоты стабильно получает и один из новых частных НПЗ. Стоит ожидать выделения квот в ближайшие годы и для других новых частных НПЗ.
Квота на экспорт светлых нефтепродуктов в 2024 году составила 41.0 миллиона тонн (112 тысяч тонн в сутки).
Квоты на экспорт светлых нефтепродуктов в 2024 году:
Китайская нефтехимическая корпорация (Sinopec) - 16.3 миллиона тонн.
Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) - 12.6 миллиона тонн.
Синохим (Sinochem) - 4.3 миллиона тонн.
Чжэцзянская нефтяная и химическая компания (Zhejiang Petrochemical), часть холдинга Жуншэн Нефтехимия - 3.7 миллиона тонн.
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) - 3.6 миллиона тонн.
Северокитайская корпорация отраслевых групп (Norinco) - 510 тысяч тонн.
Китайская национальная компания по обеспечению авиационным топливом (CNAF) - 140 тысяч тонн.
Квота на экспорт светлых нефтепродуктов в 2025 году составляет 40.6 миллиона тонн (112 тысяч тонн в сутки), на уровне прошлого года.
Квоты на экспорт светлых нефтепродуктов в 2025 году:
Китайская нефтехимическая корпорация - 15.8 миллиона тонн.
Китайская национальная нефтяная корпорация - 12.9 миллиона тонн.
Синохим - 3.9 миллиона тонн.
Чжэцзянская нефтяная и химическая компания - 3.5 миллиона тонн.
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация - 3.4 миллиона тонн.
Северокитайская корпорация отраслевых групп - 600 тысяч тонн.
Китайская национальная компания по обеспечению авиационным топливом - 130 тысяч тонн.
Экспорт светлых нефтепродуктов по итогам 2023 года составил 42.2 миллиона тонн.
Экспорт керосина составил - 15.8 миллиона тонн. Доля в общем объёме экспорта светлых нефтепродуктов - 37%.
Экспорт бензина составил 12.3 миллиона тонн. Более половины бензина в 2023 году (7.7 миллиона тонн) было поставлено в Сингапур, хаб для физической торговли в Юго-Восточной Азии, для его дальнейшей перепродажи. Прямые поставки бензина были в Мексику (814 тысяч тонн за год), Малайзию (781), Филиппины (395) и Пакистан (384).
Экспорт дизельного топлива составил 13.8 миллиона тонн дизельного топлива. Ключевыми направлениями экспорта дизельного топлива в 2023 году стали:
Филиппины (3.0 миллиона тонн)
Бангладеш (2.7)
Сингапур (1.9). Далее этот объём перепродаётся смежным странам для конечного потребления бензина
Австралия (0.9)
Фактический объём экспорта светлых нефтепродуктов в 2024 году составил 36.9 миллиона тонн, что эквивалентно 100 тысячам тонн в сутки.
Половину этого объёма составил керосин - 18.9 миллиона тонн (52 тысячи тонн в сутки).
Экспорт автомобильного бензина - 9.7 миллиона тонн (27 тысячи тонн в сутки).
Экспорт дизельного топлива составил - 8.0 миллиона тонн (21 тысяч тонн в сутки).
С 1 декабря 2024 года возмещение НДС при экспорте из Китая светлых нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин) снизился с полной ставки 13% до сниженной ставки 9%. Таким образом был введён эффекивный НДС величиной 4% на экспорт топлива. Это снизило маржинальность китайских нефтепереработчиков и, как следствие, объёмы фактического экспорта и производства на НПЗ страны в 2025 году. Преследуемая Правительством цель - сбор средств на программу поддержки экономики.
Ожидается, что в 2025 году экспорт светлых нефтепродуктов упадёт на 6%. В первую очередь это обуславливается эффектом изменения возврата в НДС, который слабо отразился на показателях 2024 года, так как был введён только в декабре. По итогам 9 месяцев 2025 года доля керосина в общем экспорте светлых нефтепродуктов составляет 57%.
В 2026 году ожидается восстановление общего уровня экспорта светлых нефтепродуктов. Рост в 2026 году по сравнению к 2025 году ожидаемо составит 4%.
Мазут
Экспорт мазута с очень низким содержанием серы квотируется государством аналогично импорту сырой нефти и экспорту светлых нефтепродуктов. В 2025 году квота составляет 13.9 миллиона тонн (38 тысяч тонн в сутки). Почти вся квота (99.78%) закреплена за государственными нефтяными компаниями Китая:
Китайская нефтехимическая корпорация - 6.9 миллиона тонн.
Китайская национальная нефтяная корпорация - 5.6 миллиона тонн.
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация - 1.2 миллиона тонн.
Синохим - 230 тысяч тонн.
Частные нефтяные компании не имеют права на экспорт данного сорта мазута. Небольшое исключение - Чжэцзянская нефтяная и химическая компания с квотой - 30 тысяч тонн на год.
Метиловый эфир жирных кислот
В дополнение к нефтепродуктам Китай также экспортирует метиловый эфир жирных кислот, применяемый при производстве биодизеля. Объёмы месячного экспорта составляют, в среднем, 150 тысяч тонн и могут колебаться от 80 до 260 тысяч тонн в отдельные месяца. 95% экспорта уходит в Европу, которая потребляет МЭЖК или далее реэкспортирует в США. Небольшие объёмы МЭЖК уходят в Сингапур, где используется для производства судового био-топлива.
Судостроение
Китай - ведущий поставщик танкеров в последние годы.
Существенная доля глобального нефтяного флота была построена именно в Китае. 25% самых больших танкеров (класс “Очень крупный перевозчик нефти“, VLCC) было построено в Китае. При этом доля китайских судостроителей в общемировых заказах новых танкеров данного класса составляет 79%. Такое доминирование обусловлено как непосредственным ростом мощностей судовых верфей в Китае, так и переходом южнокорейских верфей к строительству более дорогих судов.
Дополнительная пошлина за заход судов, построенных в Китае и ходящих под флагом Китая, в порты США
США поставили своей стратегической целью противостояние Китаю. Это включает давление на судостроение в Китае.
07.03.2025 года Трамп в рамках своей второй торговой войны против Китая ввёл пошлину для судов, построенных в Китае или ходящих под флагом Китая, на заход в порты США. Точный размер пошлины не озвучен на данный момент времени, но судовые брокеры оценивают е` возможный размер в 130 миллионов рублей за разовый портозаход танкера. Заявленная Трампом цель - ослабить китайскую судостроительную отрасль и получить заказы для судостроителей США, находящихся в долговременном кризисе.
Данная пошлина поспособствует дальнейшей сегментации глобального флота на Восточную и Западную части. Танкеры, построенные в Китае, будут в большей степени обслуживать потоки Глобального Юга, а Южная Корея и Япония (а также филиалы данных судостроителей в прочих азиатских странах) - Глобального Севера.
Детальные данные по нефтяному рынку Китая доступны в модуле “Нефть и нефтепродукты” Терминала Сиала.
Актуальные новости по мировым нефтяным рынкам доступны в нашем телеграм-канале.