Рынок нефти и нефтепродуктов Бразилии
Добыча
Бразилия является одной из ведущих нефтедобывающих стран второго эшелона. Добыча нефти в стране началась с 1930 года с месторождений в Штате Баия.
В 2023 году объёмы добычи жидких углеводородов составили 474 тысячи тонн в сутки, включая добычу:
сырой нефти - 466 тысяч тонн в сутки (3.2% от общемирового объёма добычи сырой нефти)
ШФЛУ - 8 тысяч тонн в сутки
газоконденсата - 287 тонн в сутки.
Бразилия не входит в ОПЕК, однако рассматривает присоединение к ОПЕК. Рост добычи в Бразилии является одним из ключевых факторов (наряду с ростом добычи сланцевой нефти в США и ростом добычи в Гайане), компенсирующим ограничение добычи нефти странами ОПЕК+ в рамках управления рыночной ценой на нефть.
В 2024 году ожидается ввод в эксплуатацию новых нефтедобывающих проектов:
Marlim 1 и 2 общей мощностью 80 тысяч баррелей в сутки.
Mero 2 и 3 общей мощностью 200 тысяч баррелей в сутки.
Ключевая добывающая компания страны - государственная Petronas.
Экспорт и импорт сырой нефти
В рамках торговой оптимизации Бразилия осуществляет как экспорт добытой сырой нефти, так и импорт для последующей переработки.
В 2023 году бразильская нефть стала активно импортироваться Европой, где она стала заменой российской Юралс.
Бразилия является одним из крупных обладателей запасов добытой нефти и нефтепродуктов в береговых хранилищах и в танкерах на воде. Так по состоянию на 28.02.2024 Бразилия хранит 10 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 2% от общемировых запасов. По этому показателю Бразилия входит в десятку ведущих стран.
Переработка нефти
Более половины добываемой в Бразилии нефти перерабатывается - среднесуточный объём переработки в 2023 году составляет 274 тысяч тонн в сутки, 61% от добытой нефти.
Объёмы выпуска ключевых нефтепродуктов в 2023 году:
Бензин - 59 тысяч тонн в сутки
Дизель - 110 тысяч тонн в сутки
Мазут - 49 тысяч тонн в сутки.
Бразилия является одним из ключевых производителей биотоплива, что связано с сильной аграрной отраслью страны. Ключевые источники биодизеля - соевые бобы и говяжий жир. Объём производства биотоплива:
Этанол - 77 тысяч тонн в в сутки,
Биодизель - 17 тысяч тонн в сутки.
Производимое биотопливо смешивается с нефтепродуктами, произведёнными на НПЗ, для получения товарного автомобильного топлива. В Бразилии с 2017 года действует государственная программа RenovaBio - торговли сертификатами на эмиссию CO2, торговли и блендинга биотоплива в товарный бензин и дизель. Система является квазирыночной - котировки определяются на бирже вследствие спроса и предложения, однако по сути зависят от параметров госрегулирования (объём сертификатов, доля биотоплива при блендинге). Цена составляет порядка 100 бразильских реалов (1850 рублей) за тонну CO2. По состоянию на начало 2024 года действуют следующие нормативы для блендинга биотоплива:
Товарное дизельное топливо - 14% доля биоэтанола (с марта 2024 года).
Товарный автомобильный бензин - 27.5% доля биоэтанола.
Потребление, экспорт и импорт нефтепродуктов
Внутренний спрос на нефтепродукты в январе - сентябре 2023 года в Бразилии составлял:
Дизель - 152 тысяч тонн в сутки
Бензин - 96 тысяч тонн в сутки
Мазут - 5 тысяч тонн в сутки
Таким образом, Бразилия является нетто-импортёром бензина и дизеля - так своих мощностей нефтепереработки не хватает для обеспечения внутреннего рынка. П
Бразилия в 2023 году переключилась с закупок дизеля в США (80% от общего импорта в 2017-2019 годах) на закупку его в России (75% от импорта в 2023-2024 годах), что позволило улучшить его цену для внутренних потребителей, в первую очередь транспортного сектора.
90% производимого мазута экспортируется.