Рынок нефти и нефтепродуктов Мексики

Карта нефтяной отрасли

Добыча

Мексика является одной из ведущих нефтедобывающих стран второго эшелона. Мексика не входит в ОПЕК и БРИКС.

Ключевая добывающая компания страны - государственная компания “Мексиканское топливо“ (Petróleos Mexicanos, PEMEX). Компания была сформирована в 1938 году после национализации всех зарубежных нефтедобывающих активов в стране. Вся нефтяная отрасль в стране управляется государством.

В 2004 году был достигнут пик - 464 тысячи тонн в сутки. В 2024 году объёмы добычи составляют меньше половины этой величины - 223 тысячи тонн в сутки.

В апреле 2024 года году объёмы добычи жидких углеводородов составили 239 тысяч тонн в сутки, включая:

  • сырой нефти - 219 тысяч тонн в сутки.

  • ШФЛУ - 20 тысяч тонн в сутки.

В декабре 2024 года объёмы добычи жидких углеводородов обновили антирекорд и составили 222 тысячи тонн в сутки.

Добыча углеводородов в Мексике продолжает снижаться по причине дефицита капитальных инвестиций государственной нефтяной компании «Мексиканское топливо». Годовые темпы снижения добычи нефти и газового конденсата в Мексике по причине истощения текущих месторождений и задержки ввода в эксплуатацию замещающих новых в 2023-2025 годах составляют 14 тысяч тонн/сутки или 6% от текущей добычи. Общий бюджет капитальных инвестиций «Мексиканского топлива» на 2025 года снизился на 11% до 1.2 триллиона рублёвом эквиваленте. Данное сокращение касается как текущих месторождений, так и новых проектов. Ключевые причина сокращения – высокие долги компании. «Мексиканское топливо» имеет самую высокую задолженность среди всех нефтегазовых компаний мира. Так по ведущему комплексу добычи Ку-Малооб-Заап с суммарной добычей 72 тысячи тонн в сутки (30% от общей добычи жидких углеводородов в стране) сокращение бюджета капитальных инвестиций составит – 18% до уровня 4700 рублей за добытую тонну. Один из ключевых новых проектов – Зама проектной мощностью добычи нефти и конденсата 18 тысяч тонн в сутки и природного газа 2 миллиона кубометров в сутки сдвигается вправо. Его ввод в эксплуатацию ожидается не ранее второй половины 2025 года.

Ключевые месторождения страны и объёмы добычи в 2023 году:

  • Комплекс Ку-Малооб-Заап - 31 миллион тонн (86 тысяч тонн в сутки), что составляет треть от общей добычи нефти в Мексике.

  • Belotta-Julo - 19 миллионов тонн (53 тысяч тонн в сутки).

  • Litoral del Tabasco - 16 миллионов тонн (45 тысяч тонн в сутки).

  • Cantarell - 8 миллионов тонн (22 тысячи тонн в сутки).

  • Abkatún Pol-Chuc - 6 миллионов тонн (17 тысяч тонн в сутки).

Основные сорта добываемой нефти - Майа, Перешеек (Истмус), Майа.

Экспорт нефти

Мексиканская нефть реализуется на экспорт торговым подразделением государственной компании “Мексиканское топливо“ - PMI. Большинство нефти реализуется в формульной привязке к публикуемому индексу цены на мексиканскую нефть. Зарубежные покупатели имеют долгосрочные или вечные рамочные договоры на поставку мексиканской нефти. Для поставка каждой отдельной партии нефти покупатели должны согласиться с актуальным значением формульной цены на данную партию нефти.

Общий объём экспорта в 2023 году составил 55 миллионов тонн (151 тысяча тонн в сутки). На США приходилось 65% экспорта мексиканской нефти и 36% от общего объёма добычи в стране.

Вследствие снижения объёмов добычи падает и экспорт. В апреле 2024 года экспорт упал до 98 тысячи тонн в сутки. В совокупности за 2024 год экспорт составил 40 миллионов тонн нефти (110 тысяч тонн в сутки). Снижение за год - 22%. на долю США на пришлось 60% экспорта мексиканской нефти (69 тысяч тонн в сутки). “Мексиканское топливо” является ведущим поставщиком тяжёлых сортов нефти и высокосернистого мазута на НПЗ США в районе побережья Мексиканского залива. Данные НПЗ перерабатывают эти виды сырья в бензин и дизельное топливо. “Мексиканское топливо” владеет НПЗ в Дир-Парк в Техаса, мощностью переработки 16.5 миллиона тонн нефти в год (45 тысяч тонн в сутки). Поставки нефти сорта Майя на данный НПЗ в 2024 году составили 3.4 миллиона тонн нефти (9 тысяч тонн в сутки).

После небольшого восстановления экспорт в январе 2025 года снизился до новой рекордно низкой величины - 88 тысяч тонн в сутки.

Выход НПЗ Дос Бокас (Ольмека) на полную проектную мощность, ожидающийся в 2025 году, вдвое сократит экспорт нефти. Вкупе с восстановлением объёмов нефтепереработки на других НПЗ и продолжением падения добычи Мексика может потерять статус нефтяного экспортёра на горизонте 4-6 лет.

Новая администрация США во главе с Дональдом Трампом вводит импортные пошлины на товары из Мексики в рамках общей программы повышения покорности соседних с США стран и борьбы и долгом США космического размера (эквивалент 36.4 квадриллиона рублей на 29.01.2025). Тарифы были введены 1 февраля 2025 года и составили 25%-ые тарифы на весь импорт из Мексики в США, включая импорт мексиканских нефти и нефтепродуктов, с датой начало действия - 4 февраля. Ранее в январе Трамп ненадолго вводил 25-ый тариф на импорт колумбийской нефти, а одновременно с тарифом на мексиканские товары были введены тарифы на канадские и китайские товары.

Поставка мексиканской нефти в США после введения 25%-тарифа станет экономически нецелесообразной для “Мексиканского топлива”. Ввиду устойчивого падения общего падения экспорта мексиканской нефти по независящим от введения тарифов причинам материальность проблемы для Мексики уменьшается с каждым месяцем. С контрактной точки зрения 25% тариф может быть включён в цену индекс мексиканской нефти и соответственно покупатели по заключённым рамочным договорам вынуждены будут или согласиться с этой ценой или отказаться от поставки. Практически все поставки нефти в США осуществлялись морем и соответственно могут быть перенаправлены в другие регионы мира после 4 февраля. Основной сорт мексиканской нефти Майя является тяжёлым (плотность по API - 21.5 и высокосернистым (содержание серы - 3.4%), что резко сужает перечень НПЗ, способных его перерабатывать. Это станет ключевой проблемой при его перенаправлении, однако ввиду небольших для мирового рынка объёмов поставки Майя может смешиваться с другими сортами нефти для облегчения её переработки на НПЗ.

Переработка нефти

Чуть менее половины добываемой в Мексике нефти перерабатывается внутри страны - среднесуточный объём переработки в 2023 году составляет 920 тысяч баррелей нефти в сутки, что эквивалентно 47% от добытой нефти. Объёмы нефтепереработки существенно выросли с 2020 года - на 230 тысяч баррелей в сутки - на 33% от объёмов 2020 года.

Ситуация в Мексике схожа с российской нефтяной отраслью прежде - дефицит дешёвых денег и собственных продвинутых технологических компетенций приводил к высокой доле выпуска высокосернистого мазута в общей структуре нефтепродуктов с относительным дефицитом необходимых автомобильных топлив. По этой причине Мексика вынуждена экспортировать нефть и мазут и импортировать обратно бензин, дизельное топливо и СУГи. Мексика реализует проекты повышения объёмов и глубины нефтепереработки, но делает это из рук вон плохо.

Крупнейшие по объёмам переработки НПЗ Мексики:

  • Cadereyta

  • Madero

  • Minatitlán

  • Salamanca

  • Salina Cruz

  • Tula

Объёмы выпуска ключевых нефтепродуктов в 2023 году:

  • Бензин - 260 тысяч баррелей в сутки

  • Дизель - 135 тысяч баррелей в сутки

  • Мазут - 275 тысяч баррелей в сутки

  • СУГ - 100 тысяч баррелей в сутки

  • Авиакеросин - 38 тысяч баррелей в сутки

Запуск и выход на плановую мощность нового НПХ Дос Бокас (также известную как Ольмека) позволит повысить объёмы нефтепереработки основных сортов мексиканской нефти (Майа, Перешеек, Майа) и соответственно снизит экспорт нефти и импорт нефтепродуктов. Плановая мощность НПЗ Дос Бокас - 17 миллионов тонн. Ожидается, что на эту мощность НПЗ выйдет в 3 квартале 2025 года. С момента старта НПЗ работало на мощности 5 тысяч тонн в сутки.

С аналогичными добывающему сектору проблемами сталкивается и сектор нефтепереработки – дефицит денежных средств приводят к высоким простоям на действующих НПЗ, так и перманентным сдвигам вправо реальному запуску нового НПЗ Ольмека.

Потребление, экспорт и импорт нефтепродуктов

Мексика является нетто-импортёром бензина, дизельного топлива, авиакеросина и нетто-экспортёром мазута.

Мазут

Мексика является нетто-экспортёром мазута. Чистый экспорт в 2023 году составил 11 миллионов тонн, что эквивалентно 29 тысячам тонн в сутки. Экспортируется 67% от объёма производства мазута.

Высокосернистый мазут является главным экспортным нефтепродуктом Мексики. В январе - октябре 2024 года экспорт мазута составил 34 тысячи тонн в сутки. Из них 23 тысячи тонн в сутки (68%) было поставлено в США. Причём 20 тысяч тонн в сутки из них на побережье Мексиканского залива.

Ввод в феврале 2025 года новой администрацией США 25%-ых тарифов на импорт мазута из Мексики в США приведёт к росту цены мексиканского мазут в США, что в свою очередь приведёт к изменению торговых потоков мазута в качестве судового топлива в регионе Мексиканского залива.

Вероятно мексиканский высокосернистый мазут будет перенаправляться на бункеровочный хаб Панамы, входящий в число десяти крупнейших в мире, на рынок Сингапурского пролива, являющийся с большим отрывом крупнейшим хабом в мире физической торговли высокосернистым мазутом, и рынок стран Северо-Западной Европы.

Спрос бункеровочного хаба Панамы на высокосернистый мазут в 2024 году составил 4 тысячи тонн в сутки и полностью покрывался импортными поставками из Мексики, США и Перу.

Бензин и дизельное топливо

Мексика является нетто-импортёром бензина и дизельного топлива.

С 2019 года Правительства Мексики проводят политику энергетического суверенитета, включающую увеличение местной нефтепереработки и государственный контроль импорта и дистрибуции автомобильного топлива.

Объёмы внешнеторговых операций с автомобильным топливом в 2023 году составили:

  • Бензин - чистый импорт 23 миллиона тонн (63 тысячи тонн в сутки). Импорт бензина в 2 раза превышает производство бензина мексиканскими НПЗ.

  • Дизельное топливо - чистый импорт 13 миллионов тонн (36 тысячи тонн в сутки). Аналогично бензину, импорт дизельного топлива в 2 раза больше внутреннего производства мексиканскими НПЗ.

В марте 2025 года импорт автомобильного топлива составлял 54 тысячи тонн в сутки. Из них 14 тысяч тонн в сутки было импортировано частными компаниями. Эффективная доля государственной “Мексиканское топливо“ - 74%, частных компаний - 26%. Частные компании часто используют практику импорта топлива под другими таможенными кодами. По оценкам местных аналитических агентств, доля такого серого импорта доходит до 40% от общего объёма импорта. Широкое распространения данная практика получила вследствие коррупции среди сотрудников таможни и сетей АЗС. Так в рамках расследования случаев коррупции в 2021 году международные трейдеры Витол (Нидерланды) и Трафигура (Сингапур, Швейцария) получили запрет на два года на осуществление импорта топлива в страну вследствие нарушения законодательства Мексики.

В ответ на ввод США 3 марта 2025 года пошлин на импорт мексиканских товаров Мексика рассматривала введение ответных пошлин. По состоянию на май 2025 года ответные пошлины не введены, но данное положение вещей является временным и нацеленным на двустороннее обсуждение практик торговли Мексики и США.

В рамках данных обсуждений Правительство Мексики открывает местный топливный рынок трейдерам нефтепродуктов из США. В последние годы государственная компания “Мексиканское топливо” обладала де факто монопольным правом импорта зарубежного автомобильного топлива в страну. 28 мая 2025 года появилась и информация об отмене данной фактической монополии вследствие давления делегации из США на переговорах.

Выход НПЗ Дос Бокас на полную проектную мощность в 2025 году на четверть сократит потребность в импорте нефтепродуктов.

Прогноз объёмов импорта в 2025 году - 21 миллион тонн (57 тысяч тонн в сутки). Прогнозное снижение к объёму 2024 года - 11%. Фактические объёмы в ближайшие годы будут зависеть от влияния технических проблем на НПЗ страны, начиная со сроков запуска Дос Бокас.

Керосин

Мексика является нетто-импортёром авиакеросина.

Previous
Previous

Рынок нефти и нефтепродуктов Бразилии

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов России