Европейский рынок природного газа

Краткое резюме

  • Большинство стран ЕС, имеющих выход к морю, а также Великобритания, имеют действующие регазификационные терминалы. Данный перечень стран включает Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Испанию, Италию, Литву, Нидерланды, Польшу, Португалию, Хорватию, Финляндию и Францию. Европейские страны сформировали единый рынок природного газа. Существующие узкие места системы европейских магистральных газопроводов в отдельные дни оказывают влияние на связность рынка, однако на среднесрочном горизонте данные ограничения не являются материальными - рынок данных стран функционирует как единый механизм.

  • ЕС и Великобритания в настоящее время являются в совокупности одними из крупнейших импортёров СПГ. Месячные объёмы импорта СПГ волатильны и находятся в диапазоне 7-13 млн тонн СПГ в месяц. При этом Европа вынужденно выполняет балансирующую функцию на мировом рынке СПГ. Спрос на СПГ в Европе стал ключевым элементом ценообразования как на глобальном рынке СПГ, так и на европейских рынках газа и электроэнергии.

  • США в настоящее время с большим отрывом является поставщиком СПГ номер один. Россия и Катар попеременно занимают второе и третье места.

Рынок природного газа Европы

Рынок природного газа Европы является одним из крупнейших в мире наряду с США, Китаем и Россией.

Европа в совокупности обладает крупнейшими в мире мощностями хранения газа и де факто (ранее наряду с Россией) является мировым балансиром рынка СПГ и в значительной степени определяет цены на спот-поставки СПГ. Запас газа в ПХГ Европы один из важнейших фундаментальных показателей мирового рынка газа.

Спрос на газ в существенной степени определяется температурой. Подавляющая доля потребления приходится на отопление в холодное время года, включая повышенный спрос на электроэнергию со стороны газовых ТЭС. Существует высокая сезонность в потреблении газа - в зимние месяцы объёмы потребления в 3-4 раза выше спроса в летние месяцы. В последние годы после активного ввода мощностей ВЭС ветренность также активно стала влиять на краткосрочный спрос на газ и, как следствие, на цены на сутки вперёд на газовых биржах (TTF, CEGH и другие).

Индустриальный спрос на газ в Европе стагнирует с 2022 года. Европейские производители в энергозатратных отраслях (начиная с химической) не выдерживают ценовой конкуренции со стороны конкурентов в США, Китае, России и на Ближнем Востоке. Европейские компании активно переносят производства в страны с низкой стоимостью энергии, а также трансформируются из производителей в научно-исследовательские и финансовые компании в своих отраслях.

Ранее внутренний спрос на газ в Европе покрывался собственной добычей. Однако вследствие активного роста спроса на газ и выработки крупнейших месторождений (в первую очередь Гронинген в Нидерландах) основной объём спроса на газ покрывается за счёт импорта.

Инфраструктура регазификации

Оператор газотранспортной системы Хорватии Plinacro получил 54,4 млрд рублей (533 миллиона евро) из Плана восстановления и устойчивости экономики Хорватии в рамках ЕС весной 2024 года на строительство четырёх газопроводов, которые будут транспортировать газ с терминала СПГ на острове Крк в Словению, Венгрию и другие страны Юго-Восточной Европы. Теперь правительство Хорватии объявило эту вспомогательную инфраструктуру стратегическим инвестиционным проектом, общая стоимость которого в настоящее время составляет 54,5 млрд рублей (534 миллиона евро).

Проект включает в себя магистральную газопроводную систему на участках Омишаль-Злобин, Злобин-Босилево-Сисак-Козарац и Козарац-Слободница, а также систему межконтинентальных газопроводов со Словенией на участке Лучко-Забок-Рогатец.

Газопровод Злобин – Босильево протяжённостью 58 км позволит увеличить транспортировку газа с существующего терминала СПГ в Хорватию, Словению и Венгрию до мощности около 3,5 млрд кубометров в год. Его строительство планируется завершить в первом квартале 2025 года.

Скоро также начнутся работы на 36-километровом трубопроводе Забок-Лучко, который увеличит пропускную способность газопровода в сторону Словении с нынешних 0,26 до 1,5 млрд кубометров. Планируемое завершение — через 15 месяцев с начала работ.

Что касается третьего магистрального газопровода, 21-километрового Козарац-Сисак, то сейчас идёт процесс государственных закупок, а также подготовительные мероприятия для публичного тендера на трубопровод Босильево-Сисак, который будет охватывать 101 километр. Новые маршруты увеличат пропускную способность терминала СПГ с нынешних 2,9 до 6,1 млрд кубометров и увеличат транспортные возможности в соседние страны с 0,26 до 1,5 млрд кубометров в Словению и с 1,7 до 3,5 млрд кубометров в Венгрию.

По мнению экспертов строительство этих четырёх газопроводов общей протяжённостью 216 километров сделает Хорватию региональным энергетическим центром и обеспечит её энергетическую независимость, а также непрерывность и безопасность поставок природного газа домохозяйствам и предприятиям в Хорватии и других странах Европейского союза.

Импорт трубопроводного газа

Россия

Россия до 2022 года была ключевым поставщиком газа в Европу. Объёмы трубопроводных поставок достигали 400-450 миллионов кубических метров газа в сутки. После подрыва Северных потоков, блокировки Польшей поставок по газопроводу Ямал-Европа объёмы поставок снизились пятикратно и составляют по итогам первых двух месяцев 2024 года 80 миллионов кубических метров в сутки.

Норвегия, Алжир, Азербайджан

В настоящее время ключевыми поставщиками трубопроводного газа в Европу являются Норвегия (330 миллионов кубических метров в сутки по итогам января-февраля 2024 года), Алжир, Азербайджан и Ливия.

Приднестровье и Молдавия

Компания MOL из Венгрии готова подписать с «Молдовагаз» контракт в рамках поставок газа в Приднестровье. Еврокомиссия готова выделить Молдавии 30 млн евро как экстренную финансовую помощь, которую Кишинев может направить на закупку газа для Приднестровья (этих денег может хватить на поддержание тепла и электричества в домах 350 тыс. жителей Приднестровья вплоть до 10 февраля 2025 года). Также ЕС готовит большой пакет поддержки в энергосфере для самой Молдавии. 27 января 2025 года Молдавия одобрила передачу Приднестровью в долг 3 млн кубометров газа. В ответ на финансовую помощь от ЕС Приднестровье поставит в Молдавию энергию по докризисной стоимости. Молдавия и Приднестровье ввели режим ЧС в конце декабря 2024 года, когда стало понятно, что Кишиневу не удается договориться с «Газпромом» об урегулировании исторических долгов. Российский газ перестал поступать на Молдавскую ГЭС с января 2025 года, параллельно Украина заявила, что больше не станет транспортировать газ из РФ по своей территории.

Запасы природного газа

В январе 2025 года Булгартрансгаз начал реализацию поэтапного расширения ПХГ Чирен (единственное газовое хранилище в Болгарии). Проект направлен на увеличение активной газовой мощности до 1 млрд кубометров с нынешних 550 млн кубометров. Проект имеет стратегическое значение для улучшения энергетической безопасности и повышения конкурентоспособности и ликвидности рынка природного газа в Болгарии и регионе Юго-Восточной Европы. Оценочная стоимость затрат на расширение составляет 5,7 млрд руб. Проект финансируется Европейским исполнительным агентством по климату, инфраструктуре и окружающей среде (CINEA). Проект также направлен на увеличение суточной мощности отбора до 10 млн м3 в сутки и мощности закачки до 8 млн м3/сут с текущей максимальной суточной мощности отбора 3,82 млн м3/сут и максимальной суточной мощности закачки 3,2 млн м3/сут.

При этом часть европейских стран (Германия, Франция, Чехия, Нидерланды) призвали к большей гибкости в определении целевых показателей по заполнению/хранению газа в ПХГ, так как жёсткие правила играют на руку рыночным спекуляциям, что повышает цены на газ в пик спроса, на что Еврокомиссия заявила, что в правила уже заложена достаточная гибкость, в том числе допустимое отклонение от промежуточных целей на 5% и возможность продления срока заполнения хранилищ на 90% до 1 ноября на месяц. Эти меры могут привести к результату только в случае существенного и устойчивого отклонения от целей, говорится в заявлении.

Разгрузки СПГ

В таблице “Динамика внешнего импорта СПГ в Европу с детализацией по странам-отправителям“ приведены статистические данные по разгрузке газовозов на регазификационных терминалах и в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, погруженных в ЕС и Великобритании, с агрегацией за календарный месяц, стране-поставщику и всем регазификационным терминалам. Данные приведены с августа 2022 года. 01.MM.YYYY - означает поставки за весь календарный месяц, начинающийся в этот день. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны. Данные обновляются в автоматическом режиме.

В таблице “Динамика внешнего импорта СПГ в Европу с детализацией по странам-получателям“ приведены статистические данные по разгрузке газовозов на регазификационных терминалах и в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, погруженных в ЕС и Великобритании, с агрегацией за календарный месяц, стране-получателю и всем его регазификационным терминалам. Данные приведены с августа 2022 года. 01.MM.YYYY - означает поставки за весь календарный месяц, начинающийся в этот день. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны. Данные обновляются в автоматическом режиме.

В таблице “Разгрузка газовозов на регазификационных терминалах Европы“ приведены оперативные данные по разгрузке газовозов в портах ЕС и Великобритании. Данные приведены с 13.07.2022 и обновляются в автоматическом режиме. Объёмы импорта приводятся в метрических тоннах.

Реэкспорт СПГ

Европа, после прекращения поставок российского трубопроводного газа и другой энергии из России, стала балансирующим (также употребляются термины “маржинальным“ и “замыкающим“) регионом мира по спот рынку СПГ. Как следствие, поставки СПГ, изначально предназначаемые странам Европы, могут перенаправляться за пределы региона.

В таблице “Динамика реэкспорта СПГ из Европы с детализацией по странам-получателям“ приведены статистические данные по погрузке газовозов в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, отправленных в ЕС и Великобританию, с агрегацией за календарный месяц, стране-получателю и всем его регазификационным терминалам. Данные приведены с августа 2022 года. 01.MM.YYYY - означает поставки за весь календарный месяц, начинающийся в этот день. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны. Данные обновляются в автоматическом режиме.

Продажи СГП как бункерного топлива

Флот газовозов

На европейском рынке ведущими судовладельцами являются частные греческие семейные офисы, управляющие флотом газовозов СПГ и других коммерческих кораблей - нефтяные танкеры, сухогрузы, газовозы СПГ и пр.

В настоящее время греческие судовладельцы активно инвестируют в обновление своего коммерческого флота с фокусом на газовозы. Суммарный объём инвестиций греческих частных судовладельцев в постройку новых судов с  2021 по 2024 годы составил 3 триллиона рублей. В дополнение к поддержанию и увеличению численности флота инвестиции в суда позволяют защитить капитал, размываемый в периоды высокой инфляции.

Распределение величины инвестиций по типу судов следующее:

1.     Газовозы СПГ – 59 судов общей стоимостью 1.1 триллиона рублей

2.     Нефтяные танкеры – 167 судов общей стоимостью 964 миллиарда рублей

3.     Сухогрузы – 109 суден общей стоимостью 324 миллиарда рублей

4.     Газовозы СУГ – 41 судно общей стоимостью 316 миллиардов рублей

5.     Контейнеровозы – 39 суден общей стоимостью 245 миллиардов рублей.

Соответственно греческие судовладельцы делают ставку на существенное увеличение объёма бизнеса СПГ своих компаний. Именно инвестиции в покупку газовозов СПГ опережают инвестиции в традиционные сегменты деятельности – перевозку нефти и сыпучих грузов. Греческая и европейская судоходная отрасли трансформируются и постепенно увеличивают долю СПГ в своём грузообороте.

Крупнейшие по объёмам инвестирования греческие судовладельцы:

1.     «Капитал Управление судами», контролируемая  Эвангелосом Маринакисом

2.     «Судоходная группа Ангеликуссис», контролируемая Марией Ангеликуссис (дочерью Ивана Ангеликуссиса)

3.     «Эвалэнд Судоходство», контролируемая Никосом Кефаласом

4.     «Динагаз», «ТМС Кардиф Газ», контролируемые Георгиосом Прокопиу

5.     «Данаос Судоходство»

6.     «Газлог» и «Евронав», контролируемые Петером Ливаносом

7.     «Атлас Морские перевозки»

8.     «Нафтомар Судоходство и трейдинг»

9.     «Альфа Газ»

Previous
Previous

Рынок природного газа и СПГ США

Next
Next

Газовая отрасль Австралии