Рынок нефти и нефтепродуктов Ирана
Запасы
Доказанные запасы нефти в Иране составляют 50 миллиардов тонн. По объёму доказанных запасов Иран занимает третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Извлекаемые запасы по состоянию на 2024 год составляют 13 миллиардов тонн.
Добыча
Иран является одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире. В настоящее время располагается во втором эшелоне, значительно уступая большой тройке - США, России и Саудовской Аравии.
Объёмы добычи нефти и газоконденсата в 2023 года составил 205 миллионов тонн (562 тысячи тонн в сутки). С 2020 года наблюдается устойчивое восстановление добычи со среднегодовым приростом 11%. Однако для восстановление пиковой добычи на уровне 2017 года (240 миллионов тонн в год, 658 тысяч тонн в сутки) потребуется ещё несколько лет, а также продолжение работы над развитием санкционно-устойчивой нефтесервисной отрасли, включая налаживание связей с российскими и китайскими нефтесервисными компаниями и производителями нефтегазового оборудования.
Ключевые месторождения страны:
Фердоус
Азадеган
Южный Парс
Даште-Абадан
Ахваз
Марун
Ядаваран
Лулу-Эсфандиар
Агаджари
Гечсаран
Бибе-Хекиме
Кушк
Киш
Гольшан
Пазанун
Северный Парс
Табнак
Хангиран
Кенган
Иран в настоящее время реализует программу активизации добычи нефти на текущих и новых месторождениях страны с фокусом на югозападный регион. В фокусе внимания месторождения Азадеган, Сепер, Джофейр.
Ключевая добывающая компания страны - Национальная иранская нефтяная компания. Почти весь нефтегазовый сектор в Иране является государственными и разделён на монополии, специализирующееся на определённых сегментах нефтегазового бизнеса - разведки и добычи, нефтепереработке, нефтехимии, транспортировке.
Однако Иран старается привлекать и иностранные нефтедобывающие компании, в первую очередь, для облегчения экспорта нефти, а не непосредственную её добычу. Одной из форм типового привлечения иностранных компаний является Иранский нефтяной контракт. В рамках него Национальная иранская нефтяная компания получает 51% долю в месторождении.
Интересно, что именно с Ирана началась история нефтегазового гиганта БиПи из Великобритании ранее известного как Англо-персидская нефтяная компания, основанного в 1901 году.
Иран входит в ОПЕК и БРИКС. В рамках ОПЕК, точнее ОПЕК+, Иран участвует в совместном управлении международными ценами на нефть. В рамках БРИКС Китай является доминирующим потребителем иранского экспорта сырой нефти, а с Венесуэлой (кандидатом в БРИКС) и Россией Иран сотрудничает в части технологий ремонта нефтеперерабатывающих заводов.
Экспорт нефти
Экспорт иранской нефти всегда сильно зависел от геополитических событий. Среди ключевых событий, повлиявших на экспорт нефти Ираном следует отметить следующие:
Полуколониальную зависимость нефтяного сектора Ирана от Великобритании в начале двадцатого века
Иранскую революцию 1978 года
Ирано-иракскую войну 1980 года
Политическое давление США на Иран начиная с середины 2010 годов и по настоящее время.
США и их союзники осуществляют политическое давление на Иран и на его нефтяную отрасль. Поэтому чтобы для обеспечения жизнеспособности экспорта нефти Иран вынужден был создать санкционно-устойчивую инфраструктуру логистики и платежей нефти.
Экспорт Ирана сильно пострадал от воздействия США. За 2019 год он кратно сократился с 180 - 230 тысяч тонн нефти и конденсата в сутки в первые месяцы года до микроскопических 14 тысяч тонн в сутки в начале 2020 года. Затоваривание иранской нефти, неспособной найти покупателя достигало 18 миллиона тонн на пике в середине 2020 года, в том числе вследствие общемирового влияния короновируса на энергетические рынки.
С этого времени началось создание независимого ирано-китайской инфраструктуры экспорта иранской нефти и конденсата. По итогам 2023 года объём экспорта составил 192 тысячи тонн в сутки, рост на 40% по сравнению с 2022 годом. Причём в четвёртом квартале 2023 года достигал 233 тысяч тонн в сутки. В первом квартале 2024 года - 260 тысяч тонн в сутки.
В настоящее время Китай является основным покупателем иранской нефти. В 2023 - 1 кв. 2024 года на Китай приходилось 93% экспортных поставок иранской нефти. Объём импорта Китаем иранской нефти в 2023 году составил 55 миллион тонн (150 тысяч тонн в сутки), рост на 70% по сравнению с 2022 годом. Причём китайские независимые нефтеперерабатывающие компании в провинции Шаньдунь занимают доминирующую роль в этом сегменте импорта.
Логистика нефти включает отправку собственными иранскими танкерами из Ирана в Малайзию, перегрузку её в море в территориальных водах Малайзии (близ города Лингги в Малаккском проливе) и Сингапура, на другие танкера и поставку нефть в китайский порты. Доля экспорта нефти и газового конденсата, проходящего перевалку борт-в-борт, выросла с 2% в январе 2019 года до 95% в январе 2024 года. В 2024 году доля ресурса, проходящего перевалку, колеблется в диапазоне 78-95% и в среднем составляет 80%.
Также Иран сохраняет высокий объём запасов на плаву. Он включает суда в иранских территориальных водах, в Малайзии (в ожидание китайских покупателей), в китайских территориальных водах (ожидающих разгрузки). Общий объём нефти в данных запасах по состоянию на январь 2024 года оценивается в 7.3 миллиона тонн и включает 38 танкеров, из них 32 - класса VLCC (очень крупные танкеры).
Иран является одним из ведущих обладателей запасов добытой нефти и нефтепродуктов в береговых хранилищах и в танкерах на воде. Так по состоянию на 28.02.2024 Иран хранит 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 1.5% от общемировых запасов. По этому показателю Иран входит в десятку ведущих стран. По состоянию на 30.09.2024 объёма запасов нефти в плавучих хранилищах составляет 5 миллионов тонн нефти, запасы газового конденсата в плавучих хранилищах - 250 тысяч тонн. Общая величина запасов, а также их распределение между береговыми хранилищами и танкерами на воде зависит от ситуативных коммерческих стратегий продаж китайским независимым нефтеперерабатывающим компаниями и угрозы со стороны Израиля для иранской нефтяной инфраструктуры.
Иранская нефть продаётся Китаю с высоким дисконтом к международным ценам на сравнимые сорта нефти по качеству и базису поставки. Данная нефть оплачивается юанями. Страхование, торговое финансирование и хеджирование также осуществляется китайскими компаниями.
Иранская нефть конкурирует в Китае, особенно у независимых переработчиков с нефтью из Венесуэлы и России. Поэтому все события, связанные с экспортом нефти из этих стран, а также китайскими квотами на импорт нефти и экспорт нефтепродуктов оказывают прямое и чрезвычайно сильное влияние на иранский экспорт и экономику Ирана, в целом.
Другие получатели иранской нефти - Сирия и Венесуэла. Венесуэла, будучи сама крупным производителем нефти, использует иранскую нефть и газовый конденсат (а также в последнее время российскую нефть) для смешения со своими сверхтяжёлыми сортами для получения товарной нефти на экспорт. Ранее эту роль для Венесуэлы выполняла техасская нефть и нафта, однако нефтяное взаимодействие США и Венесуэлы практически разрушено по инициативе Администраций Президента США и Венесуэла вынуждена искать новые варианты, в том числе в дальних краях.
Крупнейшие экспортные терминалы расположены на островах Персидского залива— Харг, Лаван, Сирри.
Доходы от экспорта нефти являются доминирующей статьёй доходов государственного бюджета. 20% от экспортной выручку отчисляется в Национальный фонд развития. Средства данного фонда используются в том числе и для развития новых месторождений нефти.
Флот Свободы
Общий размер иранского флота нефтяных танкеров для вывоза нефти, конденсата и мазута по состоянию на сентябрь 2024 года оценивается в 253 танкера, из них суда класса VLCC составляют половину (140). Иранский флот в настоящее время относительно устойчив к давлению со стороны США и прочих стран (Великобритания, ЕС) и стабилен в размере по причине политической воли Китая сохранять импорт иранской нефти и накоплению иранцами организационного и технического опыта работы под прессингом.
Данный флот также периодически обслуживает экспорт венесуэльской и российской нефти. Таким образом данные страны сформировали прообраз отдельного сегмента флота, обслуживающего нефтяную торговлю странами БРИКС (Россия -> Индия и Китай, Иран -> Китай). Данный флот управляется компаниями из Китая (покупатель нефти), Ирана (Национальной иранской танкерной компанией) и ОАЭ (один из ведущих трейдинговых хаба в странах БРИКС). Средний возраст танкеров 21 год.
При этом, в сегменте VLCC (очень крупные танкеры) доля Ирана и Венесуэлы достигла 20% от общего числа танкеров данного класса в мире.
Переработка нефти и потребление нефтепродуктов
Переработка нефти осуществляется Национальной иранской нефтеперерабатывающей и дистрибуционной компанией. Совокупная мощность НПЗ по состоянию на 2024 года составляет 110 миллионов тонн в год (300 тысяч тонн в сутки).
НПЗ Ирана и их установленная мощность:
Abadan - 17.4 миллионов тонн в год (48 тысяч тонн в сутки).
Isfahan - 14 миллионов тонн в год (38 тысяч тонн в сутки).
Arak (Imam-Khomeini) - 12.5 миллионов тонн в год (34 тысяч тонн в сутки).
Bandar Abbas - 12.5 миллионов тонн в год (32 тысячи тонн в сутки).
Tehran (Shahid Tondgouyan) - 11 миллионов тонн в год (30 тысяч тонн в сутки).
Arvand - 6 миллионов тонн в год (16 тысяч тонн в сутки).
Lavan Island - 3 миллиона тонн в год (9 тысяч тонн в сутки).
Объём переработки нефти на Иранских НПЗ в 2023 году составил 105 миллионов тонн (288 тысяч тонн в сутки). Утилизация НПЗ по итогам 2023 года - 93%.
В отличии от других стран Персидского залива Иран имеет большое население - 90 миллионов человек. Это обусловливает высокое потребление топлива на внутреннем рынке. В дополнение цены не нефтепродукты и газ субсидируются государством, что ещё больше увеличивает спрос на них среди населения.
Экспорт и импорт нефтепродуктов
Остатки нефтепродуктов Иран экспортирует.
Чрезвычайно низкие цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке приводят к контрабанде автомобильного топлива зарубеж. Иранские власти периодических задерживают суда контрабандистов в Персидском заливе.
Высокий спрос на автомобильный бензин можем привести к тому, что Иран начнёт импортировать бензин для удовлетворения внутреннего спроса. В 2023 году внутренний дефицит бензина в объёме 4800 тонн в сутки покрывался за счёт запасов бензина в хранилищах. Также для удовлетворения внутреннего спроса на бензин действует межправительственное соглашение между Ираном и Ираком - Иран поставлял в Ирак газ в объёме 50 миллионов кубических метров в сутки (18 миллиардов кубических метров в год), а с 2024 году будет поставлять 100 миллионов кубических метров в сутки (37 миллиардов кубических метров в год); Ирак в свою очередь поставляет в Иран нефть и бензин на эквивалентную сумму. Тем не менее Ирану в 2024 году вероятно придётся импортировать недостающий объём бензина или в некоторой степени ограничивать его потребление населением (в том числе за счёт снижение субсидирования цен).