Рынок нефти и нефтепродуктов Ирана
Карта нефтяной отрасли
Запасы
Доказанные запасы нефти в Иране составляют 50 миллиардов тонн. По объёму доказанных запасов Иран занимает третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Извлекаемые запасы по состоянию на 2024 год составляют 13 миллиардов тонн.
Добыча
Иран является одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире. В настоящее время располагается во втором эшелоне, значительно уступая большой тройке - США, России и Саудовской Аравии.
Объёмы добычи нефти и газоконденсата в 2023 года составил 205 миллионов тонн (562 тысячи тонн в сутки). С 2020 года наблюдается устойчивое восстановление добычи со среднегодовым приростом 11%. Однако для восстановления пиковой добычи на уровне 2017 года (240 миллионов тонн в год, 658 тысяч тонн в сутки) потребуется ещё несколько лет, а также продолжение работы над развитием устойчивой перед атаками США нефтесервисной отрасли, включая налаживание связей с российскими и китайскими нефтесервисными компаниями и производителями нефтегазового оборудования.
Ключевые месторождения страны:
Фердоус
Азадеган
Южный Парс
Даште-Абадан
Ахваз
Марун
Ядаваран
Лулу-Эсфандиар
Агаджари
Гечсаран
Бибе-Хекиме
Кушк
Киш
Гольшан
Пазанун
Северный Парс
Табнак
Хангиран
Кенган
Иран в настоящее время реализует программу активизации добычи нефти на текущих и новых месторождениях страны с фокусом на югозападный регион. В фокусе внимания месторождения Азадеган, Сепер, Джофейр.
Ключевая добывающая компания страны - Национальная иранская нефтяная компания. Почти весь нефтегазовый сектор в Иране является государственными и разделён на монополии, специализирующееся на определённых сегментах нефтегазового бизнеса - разведки и добычи, нефтепереработке, нефтехимии, транспортировке.
Однако Иран старается привлекать и иностранные нефтедобывающие компании, в первую очередь, для облегчения экспорта нефти, а не непосредственную её добычу. Одной из форм типового привлечения иностранных компаний является Иранский нефтяной контракт. В рамках него Национальная иранская нефтяная компания получает 51% долю в месторождении.
Интересно, что именно с Ирана началась история нефтегазового гиганта БиПи из Великобритании ранее известного как Англо-персидская нефтяная компания, основанного в 1901 году.
Иран входит в ОПЕК и БРИКС. В рамках ОПЕК, точнее ОПЕК+, Иран участвует в совместном управлении международными ценами на нефть. В рамках БРИКС Китай является доминирующим потребителем иранского экспорта сырой нефти, а с Венесуэлой (кандидатом в БРИКС) и Россией Иран сотрудничает в части технологий ремонта нефтеперерабатывающих заводов.
Экспорт нефти
Экспорт иранской нефти при всех формах государственного управления в Иране всегда сильно зависел от геополитических событий. Среди ключевых событий, повлиявших на экспорт нефти Ираном следует отметить следующие:
полуколониальную зависимость нефтяного сектора Ирана от Великобритании в начале двадцатого века,
Иранскую революцию 1978 года
Ирано-иракскую войну 1980 года
политическое давление США на Иран начиная с середины 2010 годов и по настоящее время.
США и их союзники осуществляют политическое давление на Иран и на его нефтяную отрасль. Поэтому чтобы для обеспечения жизнеспособности экспорта нефти Иран вынужден был создать обособленную инфраструктуру логистики и платежей за нефть и нефтепродукты.
Экспорт Ирана сильно пострадал от аттак США. За 2019 год он кратно сократился с 180 - 230 тысяч тонн нефти и конденсата в сутки в первые месяцы года до микроскопических 14 тысяч тонн в сутки в начале 2020 года.
4 февраля 2025 года администрация Трампа начала новую атаку на экспорт иранской нефти. Трампа ставит своей целью сведение экспорт к нулю.
Доходы от экспорта нефти являются доминирующей статьёй доходов государственного бюджета. В настоящее время 20% от экспортной выручку отчисляется в Национальный фонд развития. Средства данного фонда используются в том числе и для развития новых месторождений нефти.
Инфраструктура экспорта
Крупнейшие экспортные терминалы расположены на островах Персидского залива— Харг, Лаван, Сирри.
Логистика нефти включает отправку собственными иранскими танкерами из Ирана в Малайзию, перегрузку её в море в территориальных водах Малайзии (близ города Лингги в Малаккском проливе) и Сингапура, на другие танкера и поставку нефть в китайский порты. Доля экспорта нефти и газового конденсата, проходящего перевалку борт-в-борт, выросла с 2% в январе 2019 года до 95% в январе 2024 года. В 2024 году доля ресурса, проходящего перевалку, колеблется в диапазоне 78-95% и в среднем составляет 80%.
Экспорт в Китай
С 2020 года началось создание независимого ирано-китайской инфраструктуры экспорта иранской нефти, газового конденсата и нефтепродуктов. По итогам 2023 года объём экспорта нефти и конденсата составил 192 тысячи тонн в сутки, рост на 40% по сравнению с 2022 годом. Причём в четвёртом квартале 2023 года достигал 233 тысяч тонн в сутки. В первом квартале 2024 года - 260 тысяч тонн в сутки.
В настоящее время Китай является основным покупателем иранской нефти. В 2023 - 1 кв. 2024 года на Китай приходилось 93% экспортных поставок иранской нефти. Объём импорта Китаем иранской нефти в 2023 году составил 55 миллион тонн (150 тысяч тонн в сутки), рост на 70% по сравнению с 2022 годом. Причём китайские независимые нефтеперерабатывающие компании в провинции Шаньдун занимают доминирующую роль в этом сегменте импорта.
Иранская нефть продаётся Китаю с высоким дисконтом к международным ценам на сравнимые сорта нефти по качеству и базису поставки. Данная нефть оплачивается юанями. Схемы платежей являются обособленными от обычной банковской деятельности в Китае и засекреченными с обеих сторон. Страхование, торговое финансирование и хеджирование также осуществляется китайскими компаниями. Данный торговый поток являлся одним из первых ростков дедолларизации международной торговли.
Иранская нефть конкурирует в Китае, особенно у независимых переработчиков с нефтью из Венесуэлы и России. Поэтому все события, связанные с экспортом нефти из этих стран, а также китайскими квотами на импорт нефти и экспорт нефтепродуктов оказывают прямое и чрезвычайно сильное влияние на иранский экспорт и экономику Ирана, в целом.
Прочие направления экспорта
Также иранская нефть поставляется в Венесуэлу и ранее в Сирию. Венесуэла, будучи сама крупным производителем нефти, использует иранскую нефть и газовый конденсат (а также в последнее время российскую нефть) для смешения со своими сверхтяжёлыми сортами для получения товарной нефти на экспорт. Ранее эту роль для Венесуэлы выполняла техасская нефть и нафта, однако нефтяное взаимодействие США и Венесуэлы практически разрушено по инициативе Администраций Президента США и Венесуэла вынуждена искать новые варианты, в том числе в дальних краях.
До падения администрации Асада иранская нефть была основным ресурсом сирийских НПЗ. Её поставки осуществлялись танкерами и составляли 8 тысяч тонн в сутки (3 миллиона тонн в год), что эквивалентно четверти от проектной мощности двух сирийских НПЗ. После смены государственного управления в Сирии Иран прекратил поставки нефти в Иране, что привело к увеличению её предложения для китайских компаний и энергетическому кризису в Сирии.
Ранее в экспорте иранской нефти в Индии активную роли играла иранская компания “Группа Мехди”.
Запасы нефти
После прихода Дональда Трампа к власти в США в первый раз затоваривание иранской нефтью, неспособной найти покупателя, достигало 18 миллиона тонн на пике в середине 2020 года. Данное затоваривание возникло вследствие идеально шторма для иранского экспорта - падения общемирового спроса на энергетических рынках вследствие влияния пандемии короновируса в сочетании с атаками новой администрации США. С тех пор Иран хранил около 2.7 миллионов тонн своей нефти в нефтехранилищах Даляня и около 700 тысяч тонн в Чжоушане в Китае. Данная нефть была завезена в октябре 2018 года и ввезена в Китай именно как иранская по своему происхождению. С тех пор нефть не продана частным китайским нефтепереработчикам из-за боязни властей Китая администрации Трампа. Согласно рыночным слухам, Иран решил вывести данную нефть в декабре 2024 - январе 2025 года по причине ожидания негативных последствий грядущей торговой войны США против Китая, которая вероятно начнётся уже в январе 2025 года, а также с учётом гигантских затрат на долговременное хранение данной нефти в нефтехранилищах. По рыночной ставке 3 рубля (в эквиваленте) за тонну в сутки общие затраты на хранение данных партий нефти за пятилетний период уже превысили 100 миллиардов рублей. В январе 2025 года началась погрузка в Нефтяном терминале Чансин Далянь иранской нефти на суда (Madestar, Star Forest, Ch Billion) для её вывода, замены документов о происхождении и последующей продажи. Продажа данных партий нефти позволит оплатить затраты на хранение нефти и вывезти оставшиеся объёмы иранской нефти их китайских нефтехранилищ.
Иран является одним из ведущих обладателей запасов добытой нефти и нефтепродуктов в береговых хранилищах и в танкерах на воде. Запасы на плаву включают суда в иранских территориальных водах, в территориальных водах Малайзии (в ожидание китайских покупателей), в китайских территориальных водах (ожидающих разгрузки). Общий объём нефти в данных запасах на плаву по состоянию на январь 2024 года оценивался в 7.3 миллиона тонн и включает 38 танкеров, из них 32 - класса VLCC (очень крупные танкеры).
По состоянию на 28.02.2024 Иран хранил 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 1.5% от общемировых запасов. По этому показателю Иран вынужденно входил на тот момент в десятку ведущих стран.
По состоянию на 30.09.2024 объёма запасов нефти в плавучих хранилищах составлял 5 миллионов тонн нефти, запасы газового конденсата в плавучих хранилищах - 250 тысяч тонн.
Общая величина запасов, а также их распределение между береговыми хранилищами и танкерами на воде зависит от ситуативных коммерческих стратегий продаж китайским независимым нефтеперерабатывающим компаниями и угрозы со стороны Израиля для иранской нефтяной инфраструктуры. По состоянию на 03.01.2025 год запасы нефти в нефтехранилищах на берегу в Иране достигли 7.5 миллионов тонн - существенный прирост объясняется ростом аттак США и Великобритании на танкерный флот Ирана на фоне роста добычи в Иране.
Флот Свободы
Общий размер иранского флота нефтяных танкеров для вывоза нефти, конденсата и мазута по состоянию на сентябрь 2024 года оценивается в 253 танкера, из них суда класса VLCC составляют половину (140). Иранский флот в настоящее время относительно устойчив к давлению со стороны США и прочих стран (Великобритания, ЕС) и стабилен в размере по причине политической воли Китая сохранять импорт иранской нефти и накоплению иранцами организационного и технического опыта работы под прессингом.
Данный флот также периодически обслуживает экспорт венесуэльской и российской нефти. Таким образом данные страны сформировали прообраз отдельного сегмента флота, обслуживающего нефтяную торговлю странами БРИКС (Россия -> Индия и Китай, Иран -> Китай). Данный флот управляется компаниями из Китая (покупатель нефти), Ирана (Национальной иранской танкерной компанией) и ОАЭ (один из ведущих трейдинговых хаба в странах БРИКС). Средний возраст танкеров 21 год.
При этом, в сегменте VLCC (очень крупные танкеры) доля Ирана и Венесуэлы достигла 20% от общего числа танкеров данного класса в мире.
Переработка нефти и потребление нефтепродуктов
Переработка нефти осуществляется Национальной иранской нефтеперерабатывающей и дистрибуционной компанией. Совокупная мощность НПЗ по состоянию на 2024 года составляет 110 миллионов тонн в год (300 тысяч тонн в сутки).
НПЗ Ирана и их установленная мощность:
Abadan - 17.4 миллионов тонн в год (48 тысяч тонн в сутки).
Isfahan - 14 миллионов тонн в год (38 тысяч тонн в сутки).
Arak (Imam-Khomeini) - 12.5 миллионов тонн в год (34 тысяч тонн в сутки).
Bandar Abbas - 12.5 миллионов тонн в год (32 тысячи тонн в сутки).
Tehran (Shahid Tondgouyan) - 11 миллионов тонн в год (30 тысяч тонн в сутки).
Arvand - 6 миллионов тонн в год (16 тысяч тонн в сутки).
Lavan Island - 3 миллиона тонн в год (9 тысяч тонн в сутки).
Объём переработки нефти на иранских НПЗ в 2023 году составил 105 миллионов тонн (288 тысяч тонн в сутки). Утилизация НПЗ по итогам 2023 года - 93%.
В отличии от других стран Персидского залива Иран имеет большое население - 90 миллионов человек. Это обусловливает высокое потребление топлива на внутреннем рынке. В дополнение цены не нефтепродукты и газ субсидируются государством, что ещё больше увеличивает спрос на них среди населения.
Иран периодически сталкивается с дефицитом автомобильного топлива в стране, что вызвано техническими проблемами на НПЗ и высокой долей мазута в структуре продуктов нефтепереработки. Другой фактор - околонулевые цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке для местных потребителей. Обеспечение автомобильными топливом работает крайне неэффективно и выполнено в худших традициях социализма. Среди ключевых проблем:
Теоретическая невозможность заправлять зарубежные транспортные средства на иранских заправках. Заправка осуществляется только по карточкам местных водителей. Это не позволяет одной стороне заправиться, а другой стороне получить международную цену за проданное топливо.
Регулярные дефициты топлива на АЗС. Опять же существует платежеспособный спрос по ценам выше установленных государством, который не позволяет максимизировать выручку НПЗ за произведённое топливо.
Экспорт и импорт нефтепродуктов
Остатки нефтепродуктов Иран экспортирует.
Мазут
Высокосернистый мазут является главными экспортными нефтепродуктом Ирана.
Иранский высокосернистый мазут является одним из главных ресурсов рынков топочного мазута и судового топлива Фуджейры, Сингапура и Шаньдуня. В дополнение иранский компании участвуют в экспорте иракского мазута, в том числе для смешения продуктам в рамках ухода от прессинга США на нефтяную отрасль Ирана.
Поставки иранского высокосернистого мазута в торговый хаб Фуджейры в ОАЭ в 2024 году составили не менее 6.2 миллиона тонн (38% от общей величины поставок в данный торговый хаб, второе место после Ирака среди всех поставщиков). Значительная часть данных поставок после перегрузки далее поставляется в торговый хаб Сингапурского пролива и в Китай.
Поставки иранского высокосернистого мазута в торговый хаб Сингапурского пролива в 2024 году составили не менее 1.8 миллиона тонн (6% от общей величины поставок в данный торговый хаб). Некоторая часть данных поставок после перегрузки далее транспортируется в китайский Шаньдун.
Поставки высокосернистого мазута в 2024 году в китайский Шаньдун составили не менее 1.2 миллиона тонн (13% от общей величины импорта, второе место после России среди всех импортёров).
Автомобильное топливо
Чрезвычайно низкие цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке приводят к контрабанде автомобильного топлива зарубеж. Иранские власти периодических задерживают суда контрабандистов в Персидском заливе. Высокий спрос на автомобильный бензин можем привести к тому, что Иран начнёт импортировать бензин для удовлетворения внутреннего спроса. В 2023 году внутренний дефицит бензина в объёме 4800 тонн в сутки покрывался за счёт запасов бензина в хранилищах. Также для удовлетворения внутреннего спроса на бензин действует межправительственное соглашение между Ираном и Ираком - Иран поставлял в Ирак газ в объёме 50 миллионов кубических метров в сутки (18 миллиардов кубических метров в год), а с 2024 году будет поставлять 100 миллионов кубических метров в сутки (37 миллиардов кубических метров в год); Ирак в свою очередь поставляет в Иран нефть и бензин на эквивалентную сумму. Тем не менее Ирану в 2024 году вероятно придётся импортировать недостающий объём бензина или в некоторой степени ограничивать его потребление населением (в том числе за счёт снижение субсидирования цен).