Рынок нефти и нефтепродуктов Ирана

Запасы

Доказанные запасы нефти в Иране составляю 50 миллиардов тонн. По объёму доказанных запасов Иран занимает третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии.

Извлекаемые запасы по состоянию на 2024 год составляют 13 миллиардов тонн.

Добыча

Иран является одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире. В настоящее время располагается во втором эшелоне, значительно уступаю большой тройке - США, России и Саудовской Аравии.

Объёмы добычи нефти и газоконденсата в 2023 года составил 205 миллионов тонн (562 тысячи тонн в сутки). С 2020 года наблюдается устойчивый рост добычи со среднегодовым приростом 11%. Однако для восстановление пиковой добычи на уровне 2017 года (240 миллионов тонн в год, 658 тысяч тонн в сутки) потребуется ещё несколько лет, а также продолжение работы над развитием санкционно-устойчивой нефтесервисной отрасли, включая налиживание связей с российскими и китайскими нефтесервисными компаниями и производителями нефтегазового оборудования.

Ключевые месторождения страны:

  • Фердоус

  • Азадеган

  • Южный Парс

  • Даште-Абадан

  • Ахваз

  • Марун

  • Ядаваран

  • Лулу-Эсфандиар

  • Агаджари

  • Гечсаран

  • Бибе-Хекиме

  • Кушк

  • Киш

  • Гольшан

  • Пазанун

  • Северный Парс

  • Табнак

  • Хангиран

  • Кенган

Ключевая добывающая компания страны - Национальная иранская нефтяная компания. Почти весь нефтегазовый сектор в Иране является государственными и разделён на монополии, специализирующееся на определённых сегментах нефтегазового бизнеса - разведки и добычи, нефтепереработке, нефтехимии, транспортировке.

Интересно, что именно с Ирана началась история нефтегазового гиганта БиПи из Великобритании ранее известного как Англо-персидская нефтяная компания, основанного в 1901 году.

Иран входит в ОПЕК и БРИКС. В рамках ОПЕК, точнее ОПЕК+, Иран участвует в совместном управлении международными ценами на нефть. В рамках БРИКС Китай является доминирующим потребителем иранского экспорта сырой нефти, а с Венесуэлой (кандидатом в БРИКС) и Россией Иран сотрудничает в части технологий ремонта нефтеперерабатывающих заводов.

Экспорт нефти

Экспорт иранской нефти всегда сильно зависел от геополитических событий. Среди ключевых событий, повлиявших на экспорт нефти Ираном следует отметить следующие:

  • Полуколониальную зависимость нефтяного сектора Ирана от Великобритании в начале двадцатого века

  • Иранскую революцию 1978 года

  • Ирано-иракскую войну 1980 года

  • Политическое давление США на Иран начиная с середины 2010 годов и по настоящее время.

США и их союзники осуществляют политическое давление на Иран и на его нефтяную отрасль. Поэтому чтобы для обеспечения жизнеспособности экспорта нефти Иран вынужден был создать санкционно-устойчивую инфраструктуру логистики и платежей нефти.

Экспорт Ирана сильно пострадал от воздействия США. За 2019 год он кратно сократился с 180 - 230 тысяч тонн нефти и конденсата в сутки в первые месяцы года до микроскопических 14 тысяч тонн в сутки в начале 2020 года. Затоваривание иранской нефти, неспособной найти покупателя достигало 18 миллиона тонн на пике в середине 2020 года, в том числе вследствие общемирового влияния короновируса на энергетические рынки.

С этого времени началось создание независимого ирано-китайской инфраструктуры экспорта иранской нефти и конденсата. По итогам 2023 года объём экспорта составил 192 тысячи тонн в сутки, рост на 40% по сравнению с 2022 годом. Причём в четвёртом квартале 2023 года достигал 233 тысяч тонн в сутки. В первом квартале 2024 года - 260 тысяч тонн в сутки.

В настоящее время Китай является основным покупателем иранской нефти. В 2023 - 1 кв. 2024 года на Китай приходилось 93% экспортных поставок иранской нефти. Объём импорта Китаем иранской нефти в 2023 году составил 55 миллион тонн (150 тысяч тонн в сутки), рост на 70% по сравнению с 2022 годом. Причём китайские независимые нефтеперерабатывающие компании в провинции Шаньдунь занимают доминирующую роль в этом сегменте импорта.

Логистика нефти включает отправку собственными иранскими танкерами из Ирана в Малайзию, перегрузку её в море в территориальных водах Малайзии (близ города Лингги в Малаккском проливе) и Сингапура, на другие танкера и поставку нефть в китайский порты. Доля экспорта нефти и газового конденсата, проходящего перевалку борт-в-борт, выросла с 2% в январе 2019 года до 95% в январе 2024 года. В 2024 году доля ресурса, проходящего перевалку, колеблется в диапазоне 78-95% и в среднем составляет 80%.

Также Иран сохраняет высокий объём запасов на плаву. Он включает суда в иранских территориальных водах, в Малайзии (в ожидание китайских покупателей), в китайских территориальных водах (ожидающих разгрузки). Общий объём нефти в данных запасах по состоянию на январь 2024 года оценивается в 7.3 миллиона тонн и включает 38 танкеров, из них 32 - класса VLCC (очень крупные танкеры).

Иран является одним из ведущих обладателей запасов добытой нефти и нефтепродуктов в береговых хранилищах и в танкерах на воде. Так по состоянию на 28.02.2024 Иран хранит 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 1.5% от общемировых запасов. По этому показателю Иран входит в десятку ведущих стран. По состоянию на 30.09.2024 объёма запасов нефти в плавучих хранилищах составляет 5 миллионов тонн нефти, запасы газового конденсата в плавучих хранилищах - 250 тысяч тонн. Общая величина запасов, а также их распределение между береговыми хранилищами и танкерами на воде зависит от ситуативных коммерческих стратегий продаж китайским независимым нефтеперерабатывающим компаниями и угрозы со стороны Израиля для иранской нефтяной инфраструктуры.

Иранская нефть продаётся Китаю с высоким дисконтом к международным ценам на сравнимые сорта нефти по качеству и базису поставки. Данная нефть оплачивается юанями. Страхование, торговое финансирование и хеджирование также осуществляется китайскими компаниями.

Иранская нефть конкурирует в Китае, особенно у независимых переработчиков с нефтью из Венесуэлы и России. Поэтому все события, связанные с экспортом нефти из этих стран, а также китайскими квотами на импорт нефти и экспорт нефтепродуктов оказывают прямое и чрезвычайно сильное влияние на иранский экспорт и экономику Ирана, в целом.

Другие получатели иранской нефти - Сирия и Венесуэла. Венесуэла, будучи сама крупным производителем нефти, использует иранскую нефть и газовый конденсат (а также в последнее время российскую нефть) для смешения со своими сверхтяжёлыми сортами для получения товарной нефти на экспорт. Ранее эту роль для Венесуэлы выполняла техасская нефть и нафта, однако нефтяное взаимодействие США и Венесуэлы практически разрушено по инициативе Администраций Президента США и Венесуэла вынуждена искать новые варианты, в том числе в дальних краях.

Крупнейшие экспортные терминалы расположены на островах Персидского залива— Харг, Лаван, Сирри.

Доходы от экспорта нефти являются доминирующей статьёй доходов государственного бюджета.

Флот Свободы

Общий размер иранского флота нефтяных танкеров для вывоза нефти, конденсата и мазута по состоянию на сентябрь 2024 года оценивается в 253 танкера, из них суда класса VLCC составляют половину (140). Иранский флот в настоящее время относительно устойчив к давлению со стороны США и прочих стран (Великобритания, ЕС) и стабилен в размере по причине политической воли Китая сохранять импорт иранской нефти и накоплению иранцами организационного и технического опыта работы под прессингом.

Данный флот также периодически обслуживает экспорт венесуэльской и российской нефти. Таким образом данные страны сформировали прообраз отдельного сегмента флота, обслуживающего нефтяную торговлю странами БРИКС (Россия -> Индия и Китай, Иран -> Китай). Данный флот управляется компаниями из Китая (покупатель нефти), Ирана (Национальной иранской танкерной компанией) и ОАЭ (один из ведущих трейдинговых хаба в странах БРИКС). Средний возраст танкеров 21 год.

При этом, в сегменте VLCC (очень крупные танкеры) доля Ирана и Венесуэлы достигла 20% от общего числа танкеров данного класса в мире.

Переработка нефти и потребление нефтепродуктов

Переработка нефти осуществляется Национальной иранской нефтеперерабатывающей и дистрибуционной компанией. Совокупная мощность НПЗ по состоянию на 2024 года составляет 110 миллионов тонн в год (300 тысяч тонн в сутки).

НПЗ Ирана и их установленная мощность:

  • Abadan - 17.4 миллионов тонн в год (48 тысяч тонн в сутки).

  • Isfahan - 14 миллионов тонн в год (38 тысяч тонн в сутки).

  • Arak (Imam-Khomeini) - 12.5 миллионов тонн в год (34 тысяч тонн в сутки).

  • Bandar Abbas - 12.5 миллионов тонн в год (32 тысячи тонн в сутки).

  • Tehran (Shahid Tondgouyan) - 11 миллионов тонн в год (30 тысяч тонн в сутки).

  • Arvand - 6 миллионов тонн в год (16 тысяч тонн в сутки).

  • Lavan Island - 3 миллиона тонн в год (9 тысяч тонн в сутки).

Объём переработки нефти на Иранских НПЗ в 2023 году составил 105 миллионов тонн (288 тысяч тонн в сутки). Утилизация НПЗ по итогам 2023 года - 93%.

В отличии от других стран Персидского залива Иран имеет большое население - 90 миллионов человек. Это обусловливает высокое потребление топлива на внутреннем рынке. В дополнение цены не нефтепродукты и газ субсидируются государством, что ещё больше увеличивает спрос на них среди населения.

Экспорт и импорт нефтепродуктов

Остатки нефтепродуктов Иран экспортирует.

Чрезвычайно низкие цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке приводят к контрабанде автомобильного топлива зарубеж. Иранские власти периодических задерживают суда контрабандистов в Персидском заливе.

Высокий спрос на автомобильный бензин можем привести к тому, что Иран начнёт импортировать бензин для удовлетворения внутреннего спроса. В 2023 году внутренний дефицит бензина в объёме 4800 тонн в сутки покрывался за счёт запасов бензина в хранилищах. Также для удовлетворения внутреннего спроса на бензин действует межправительственное соглашение между Ираном и Ираком - Иран поставлял в Ирак газ в объёме 50 миллионов кубических метров в сутки (18 миллиардов кубических метров в год), а с 2024 году будет поставлять 100 миллионов кубических метров в сутки (37 миллиардов кубических метров в год); Ирак в свою очередь поставляет в Иран нефть и бензин на эквивалентную сумму. Тем не менее Ирану в 2024 году вероятно придётся импортировать недостающий объём бензина или в некоторой степени ограничивать его потребление населением (в том числе за счёт снижение субсидирования цен).

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов России