Рынок нефти и нефтепродуктов Индии

Добыча

Несмотря на то, что Индия является импортозависимой страной в части нефти, собственная добыча также существует - 34 миллиона тонн в 2023 году (94 тысячи тонн в сутки, 690 тысяч баррелей в сутки) что составляет 0.7% от мировой добычи.

Импорт нефти

Импорт нефти в 2023 году составил 214 миллионов тонн (587 тысячи тонн в сутки, 4.3 миллиона баррелей в сутки), что эквивалентно 4.2% от общемировой добычи. Это делает Индию одним из ключевых участников международного рынка.

Начиная с начала 2023 года Россия стала ведущим поставщиком сырой нефти в Индию и по состоянию на первый квартал 2024 года занимает треть рынка импорта нефти. Ирак переместился с первого места в 2022 года на второе в 2024 и занимает треть рынка по состоянию на первый квартал 2024 года. Саудовская Аравия замыкает тройку ведущих импортёров.

Индия не идёт в противоречие с точечными политическими давлениями США и прочих стран, однако отстаивает своё общее право на независимую энергетическую политику.

Индия является одним из крупных обладателей запасов добытой нефти и нефтепродуктов в береговых хранилищах и в танкерах на воде. Так по состоянию на 28.02.2024 Индия хранит 19 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 3% от общемировых запасов. По этому показателю Индия занимает четвёртое место в мире.

Переработка нефти

Объём переработки нефти по итогам 2023 года составил 262.5 миллиона тонн (719 тысяч тонн в сутки, 5.25 миллиона баррелей в сутки).

Номинальная мощность индийских НПЗ по состоянию на март 2024 года составляет 712 тысяч тонн в сутки.

Утилизация индийских НПЗ по итогам 2023 года составила 102%, что говорит как о дефиците нефтеперерабатывающих мощностей, так и о высокой выгоде, получаемой индийскими НПЗ от переработки российской нефти и дальнейшем реэкспорте продуктов нефтепереработки в Европу. Объём переработка в марте 2024 года вырос до 758 тысяч тонн в сутки, что говорит о рекордной 106.5% утилизации номинальных мощностей НПЗ в этом месяце.

Государственной целью является увеличение мощностей нефтепереработки до 9 миллионов баррелей в сутки к 2030 году, что эквивалентно 500 миллионам тонн нефти в год.

Крупнейшие по объёмам переработки НПЗ Индии:

  • IOC - объёмы переработки в 2023 году - 1500 тысяч баррелей в сутки

  • Reliance - 1200 тысяч баррелей в сутки

  • BPCL - 800 тысяч баррелей в сутки

  • HPCL - 450 тысяч баррелей в сутки

  • Nayara - 400 тысяч баррелей в сутки

  • MPRL - 350 тысяч баррелей в сутки

  • HMEL - 270 тысяч баррелей в сутки

  • CPCL - 250 тысяч баррелей в сутки

Объёмы выпуска ключевых нефтепродуктов в 2023 году:

  • Дизель - 2200 тысяч баррелей в сутки

  • Бензин - 1000 тысяч баррелей в сутки

  • Нафта - 450 тысяч баррелей в сутки

  • Авиакеросин - 340 тысяч баррелей в сутки

  • Мазут - 190 тысяч баррелей в сутки

Потребление, экспорт и импорт нефтепродуктов

Баланс дизельного топлива:

  • Производство - 2.2 миллиона баррелей в сутки (45% от объёма всех производимых нефтепродуктов в стране)

  • Внутренний спрос - 1.9 миллиона баррелей

  • Чистый экспорт - 0.3 миллиона баррелей в сутки


Баланс бензина - второго по объёмам спроса топлива в стране:

  • Производство - 1.0 миллион баррелей в сутки (20% от объёма всех производимых нефтепродуктов в стране)

  • Внутренний спрос - 0.8 миллиона баррелей

  • Чистый экспорт - 0.2 миллиона баррелей в сутки

В Индии действует программа обязательного блендинга биоэтанола с бензином (Ethanol Blending Petrol). Контролируемые государством компании, осуществляющие дистрибуцию бензина, обязаны покупать местный биоэтанол и смешивать его с бензином. В 2023 году обязательная доля этанола в товарном бензине - 10%. К 2025 году данная доля, как ожидается, возрастёт до 20%. Цена на биоэтанол для блендинга является регулируемой. В 2024 году она составит 56 рупий за литр (60 рублей за литр) за самый популярный сорт (С, производимой из густой патоки). Сахарный тростник - основа для производства биоэтанола в стране. Под эти цели выращивается свыше 400 млн тонн сахарного тростника ежегодно. Импортный биоэтанол в программе EBP не допускается.


Баланс нафты:

  • Производство - 450 тысяч баррелей в сутки

  • Внутренний спрос - 320 тысяч баррелей в сутки

  • Чистый экспорт - 130 тысяч баррелей в сутки


Баланс авиакеросина:

  • Производство - 340 тысяч баррелей в сутки

  • Внутренний спрос - 180 тысяч баррелей в сутки. Ежегодный рост - 15%

  • Чистый экспорт - 160 тысяч баррелей в сутки

Индийский рынок авиаперевозок стремительно растёт. В 2023 году было перевезено 153 миллиона пассажиров. Рост - 23% по сравнению с 2022 годом. Плановый рост на 2024 год - 13%. Ожидается, что в 2030 году будет перевезено 300 миллионов пассажиров. По оценкам министра гражданской авиации Индии, в настоящее время только 3-4% индийцев пользуются авиаперевозками, что говорит о кратном росте рынка в ближайшем будущем и соответственно спроса на авиационное топливо.


Баланс мазута:

  • Производство - 190 тысяч баррелей в сутки

  • Внутренний спрос - 240 тысяч баррелей в сутки

  • Чистый импорт - 50 тысяч баррелей в сутки


Индия является нетто-экспортёром бензина и дизеля, нафты и авиакеросина, несмотря на статус крупнейшего импортёра нефти.

Previous
Previous

Рынок нефти и нефтепродуктов Гайаны

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов Мексики