Рынок природного газа ЕС и Великобритании
Краткое резюме
Большинство стран ЕС, имеющих выход к морю, а также Великобритания, имеют действующие регазификационные терминалы. Данный перечень стран включает Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Испанию, Италию, Литву, Нидерланды, Польшу, Португалию, Хорватию, Финляндию и Францию. Европейские страны сформировали единый рынок природного газа. Существующие узкие места системы европейских магистральных газопроводов в отдельные дни оказывают влияние на связность рынка, однако на среднесрочном горизонте данные ограничения не являются материальными - рынок данных стран функционирует как единый механизм.
ЕС и Великобритания в настоящее время являются в совокупности одними из крупнейших импортёров СПГ. Месячные объёмы импорта СПГ волатильны и находятся в диапазоне 7-13 млн тонн СПГ в месяц. При этом Европа вынужденно выполняет балансирующую функцию на мировом рынке СПГ. Спрос на СПГ в Европе стал ключевым элементом ценообразования как на глобальном рынке СПГ, так и на европейских рынках газа и электроэнергии.
США в настоящее время с большим отрывом является поставщиком СПГ номер один. Россия и Катар попеременно занимают второе и третье места.
ЕС является одним из мировых центров зарождающейся СПГ бункеровки. Роттердам наряду с Сингапуром является ведущим в мире портом СПГ-бункеровки. Продажи СПГ в качестве судового топлива составляют около половины стандартной судовой партии СПГ в месяц. Барселона - второй порт по объёмам продажи СПГ в качестве бункера.
Рынок природного газа Европы
Рынок природного газа Европы является одним из крупнейших в мире наряду с США, Китаем и Россией.
Европа в совокупности обладает крупнейшими в мире мощностями хранения газа и де факто (ранее наряду с Россией) является мировым балансиром рынка СПГ и в значительной степени определяет цены на спот-поставки СПГ. Запас газа в ПХГ Европы один из важнейших фундаментальных показателей мирового рынка газа.
Спрос на газ в существенной степени определяется температурой. Подавляющая доля потребления приходится на отопление в холодное время года, включая повышенный спрос на электроэнергию со стороны газовых ТЭС. Существует высокая сезонность в потреблении газа - в зимние месяцы объёмы потребления в 3-4 раза выше спроса в летние месяцы. В последние годы после активного ввода мощностей ВЭС ветренность также активно стала влиять на краткосрочный спрос на газ и, как следствие, на цены на сутки вперёд на газовых биржах (TTF, CEGH и другие).
Индустриальный спрос на газ в Европе стагнирует с 2022 года. Европейские производители в энергозатратных отраслях (начиная с химической) не выдерживают ценовой конкуренции со стороны конкурентов в США, Китае, России и на Ближнем Востоке. Европейские компании активно переносят производства в страны с низкой стоимостью энергии, а также трансформируются из производителей в научно-исследовательские и финансовые компании в своих отраслях.
Ранее внутренний спрос на газ в Европе покрывался собственной добычей. Однако вследствие активного роста спроса на газ и выработки крупнейших месторождений (в первую очередь Гронинген в Нидерландах) основной объём спроса на газ покрывается за счёт импорта.
Импорт трубопроводного газа
Россия
Россия до 2022 года была ключевым поставщиком газа в Европу. Объёмы трубопроводных поставок достигали 400-450 миллионов кубических метров газа в сутки. После подрыва Северных потоков, блокировки Польшей поставок по газопроводу Ямал-Европа объёмы поставок снизились пятикратно и составляют по итогам первых двух месяцев 2024 года 80 миллионов кубических метров в сутки.
Ответственность за взрыв трубопроводов в ЕС в 2022 году никто и не планировал скрывать во времена взрывов.
Ожидаемо Украина и США с января 2025 года полностью прекратили транзит российского газа через территорию Украины в ЕС. С 2025 года европейский рынок лишится трубопроводного газа в объёме 41 миллиона кубометров газа в сутки, что создаст дополнительный спрос на СПГ со стороны ЕС в объёме 11 миллионов тонн СПГ из США в год (чуть менее 3% от общемировой торговли СПГ).
Еврокомиссия по русофобским причинам требует от всех стран ЕС, а также государств, планирующих вступить в ЕС, начать разрыв действующих долгосрочных контрактов с “Газпром экспортом” на поставку газа. Согласно условиям договоров, европейские компании должны выплатить штрафы за невыборку газа и тем более за его разрыв. Еврокомиссия не хочет платить неустойки и ищет варианты подмахнуть какую-нибудь бумагу, согласно которой на территории ЕС будет считаться “законным” односторонний разрыва международных договоров без оговоренных в договорах штрафов. Вероятно к этому процессу будет привлечён карманный Стокгольмский арбитражный суд. В его практике уже есть прецедент “узаконивания” разрыва аналогичного контракта Украины с Россией без выплаты Украиной соответствующего штрафа. Этот процесс окончательно отвяжет европейский рынок газа от поставок из России, что принесёт дополнительный убытки европейским компаниями и жителям и приведёт к продолжению стагнации энергоёмких отраслей в ЕС. Ещё больший ущерб будет нанесён Газпрому. Именно продажи газа в ЕС обеспечивали низкий уровень внутренних тарифов на газ, а также щедрую социальную программу Газпрома.
ЕС планирует ввести окончательный самозапрет на импорт российского газа начиная с 2028 года.
Норвегия, Алжир, Азербайджан
В настоящее время ключевыми поставщиками трубопроводного газа в Европу являются Норвегия (330 миллионов кубических метров в сутки по итогам января-февраля 2024 года), Алжир, Азербайджан и Ливия.
Приднестровье и Молдавия
Компания MOL из Венгрии готова подписать с «Молдовагаз» контракт в рамках поставок газа в Приднестровье. Еврокомиссия готова выделить Молдавии 30 млн евро как экстренную финансовую помощь, которую Кишинев может направить на закупку газа для Приднестровья (этих денег может хватить на поддержание тепла и электричества в домах 350 тыс. жителей Приднестровья вплоть до 10 февраля 2025 года). Также ЕС готовит большой пакет поддержки в энергосфере для самой Молдавии. 27 января 2025 года Молдавия одобрила передачу Приднестровью в долг 3 млн кубометров газа. В ответ на финансовую помощь от ЕС Приднестровье поставит в Молдавию энергию по докризисной стоимости. Молдавия и Приднестровье ввели режим ЧС в конце декабря 2024 года, когда стало понятно, что Кишиневу не удается договориться с «Газпромом» об урегулировании исторических долгов. Российский газ перестал поступать на Молдавскую ГЭС с января 2025 года, параллельно Украина заявила, что больше не станет транспортировать газ из РФ по своей территории.
Запасы природного газа и закачка-выкачка в ПХГ
Запасы газа - ключевой показатель сбалансированности газового рынка Европы. Соответствие запасов газа целевому уровню определяет необходимые темпы их пополнения.
С июня 2022 года целевой уровень запасов газа для ЕС определяет по большей части Еврокомиссия при помощи регламента о хранении газа. В отдельных странах также действуют местные требования, устанавливаемые местными правительствами.
Практика сохранения запасов в Европе претерпела сильные изменения в последние годы - ввиду меньших объёмов постоянного текущего трубопроводного газа, всё большую роль зимой играет обеспечение спроса газа при помощи ПХГ. Всё больше и больше проявляется сезонность на данном рынке. Накапливаемые запасы к началу газовой зимы становятся всё больше и больше с каждым годом, однако и темпы расхода газа в течение газовой зимы также бьют рекорды каждый год. Газовая зима 2024/25 подтвердила это.
По актуальной на 02.07.2025 версии регламента действуют следующий основной норматив по целевым запасам: пиковый уровень запасов активного газа в период с 1 октября до 1 декабря должен составлять 90% от совокупной мощности хранилищ. Также действует порог в 5% допустимого отклонения от целевого показателя. По состоянию на 02.07.2025 это соответствует 92.7 миллиарду кубометров в ПХГ ЕС (85% от активной мощности величиной 109 миллиардов) плюс 1.5 миллиарду в ПХГ Великобритании (условно полная активная мощность данных ПХГ. В совокупности - 94 миллиарда в период с 274го по 335ый день в году (см. график вверху).
В январе 2025 года Булгартрансгаз начал реализацию поэтапного расширения ПХГ Чирен (единственное газовое хранилище в Болгарии). Проект направлен на увеличение активной газовой мощности до 1 млрд кубометров с нынешних 550 млн кубометров. Проект имеет стратегическое значение для улучшения энергетической безопасности и повышения конкурентоспособности и ликвидности рынка природного газа в Болгарии и регионе Юго-Восточной Европы. Оценочная стоимость затрат на расширение составляет 5,7 млрд руб. Проект финансируется Европейским исполнительным агентством по климату, инфраструктуре и окружающей среде (CINEA). Проект также направлен на увеличение суточной мощности отбора до 10 млн м3 в сутки и мощности закачки до 8 млн м3/сут с текущей максимальной суточной мощности отбора 3,82 млн м3/сут и максимальной суточной мощности закачки 3,2 млн м3/сут.
Необходимые темпы пополнения запасов определяют план импорта СПГ. С 2022 года именно СПГ является балансирующим ресурсом европейского газового рынка и заменил в этом Газпром.
Инфраструктура регазификации
По состоянию на 02.07.2025 в ЕС и Великобритании действует 41 терминал совокупной мощностью регазификации 190 миллионов тонн, что эквивалентно 15.8 миллионам тонн в месяц.
Германия
Действующая мощность регазификационных терминалов в Германии составляет 18.8 миллиона тонн в год, что эквивалентно 1.6 миллиона тонн в месяц. При этом максимальный объём импорта СПГ был достигнут в июне 2025 - 753 тысячи тонн (уровень утилизации 48%). Германия сталкивается с переизбытком мощностей регазификации. При это с учётом того, что это ПРГУ, то они достаточно дорого обходятся стране.
16.05.2025 в немецком порту Вильгельмсхафен начала работать вторая ПРГУ Экселсиор (9239616). Планируется, что в 2025 году через этот терминал будет поставлено 1.9 миллиарда кубометров газа. План на 2026-2027 - 4.6 миллиарда кубометров/год.
Первая ПРГУ в Вильгельмсхафен - Хоэг Эсперанса (9780354) начала работу в декабре 2022 года. Весь поставленный СПГ на терминал естественно из США.
При этом Египет арендовал одну из простаивающих ПРГУ Германии, располагающихся в настоящее время в порту Засниц (бывший Мукран).
Хорватия
Оператор газотранспортной системы Хорватии Plinacro получил 54,4 млрд рублей (533 миллиона евро) из Плана восстановления и устойчивости экономики Хорватии в рамках ЕС весной 2024 года на строительство четырёх газопроводов, которые будут транспортировать газ с терминала СПГ на острове Крк в Словению, Венгрию и другие страны Юго-Восточной Европы. Теперь правительство Хорватии объявило эту вспомогательную инфраструктуру стратегическим инвестиционным проектом, общая стоимость которого в настоящее время составляет 54,5 млрд рублей (534 миллиона евро).
Проект включает в себя магистральную газопроводную систему на участках Омишаль-Злобин, Злобин-Босилево-Сисак-Козарац и Козарац-Слободница, а также систему межконтинентальных газопроводов со Словенией на участке Лучко-Забок-Рогатец.
Газопровод Злобин – Босильево протяжённостью 58 км позволит увеличить транспортировку газа с существующего терминала СПГ в Хорватию, Словению и Венгрию до мощности около 3,5 млрд кубометров в год. Его строительство планируется завершить в первом квартале 2025 года.
Скоро также начнутся работы на 36-километровом трубопроводе Забок-Лучко, который увеличит пропускную способность газопровода в сторону Словении с нынешних 0,26 до 1,5 млрд кубометров. Планируемое завершение — через 15 месяцев с начала работ.
Что касается третьего магистрального газопровода, 21-километрового Козарац-Сисак, то сейчас идёт процесс государственных закупок, а также подготовительные мероприятия для публичного тендера на трубопровод Босильево-Сисак, который будет охватывать 101 километр. Новые маршруты увеличат пропускную способность терминала СПГ с нынешних 2,9 до 6,1 млрд кубометров и увеличат транспортные возможности в соседние страны с 0,26 до 1,5 млрд кубометров в Словению и с 1,7 до 3,5 млрд кубометров в Венгрию.
По мнению экспертов строительство этих четырёх газопроводов общей протяжённостью 216 километров сделает Хорватию региональным энергетическим центром и обеспечит её энергетическую независимость, а также непрерывность и безопасность поставок природного газа домохозяйствам и предприятиям в Хорватии и других странах Европейского союза.
Разгрузки СПГ
В таблице “Разгрузка газовозов на регазификационных терминалах Европы“ приведены оперативные данные по разгрузке газовозов в портах ЕС и Великобритании. Данные приведены с 13.07.2022 и обновляются в автоматическом режиме. Объёмы импорта приводятся в метрических тоннах.
В таблице “Динамика внешнего импорта СПГ в Европу с детализацией по странам-получателям“ приведены статистические данные по разгрузке газовозов на регазификационных терминалах и в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, погруженных в ЕС и Великобритании, с агрегацией за календарный месяц, стране-получателю. Данные приведены с августа 2022 года. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны.
В таблице “Динамика внешнего импорта СПГ в Европу с детализацией по странам-отправителям“ приведены статистические данные по разгрузке газовозов на регазификационных терминалах и в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, погруженных в ЕС и Великобритании, с агрегацией за календарный месяц, стране-поставщику и всем регазификационным терминалам. Данные приведены с августа 2022 года. 01.MM.YYYY - означает поставки за весь календарный месяц, начинающийся в этот день. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны.
США
США являются ведущим поставщиком СПГ в ЕС и Великобританию, чего и добивались военными и политическими методами с начала формирования СПГ-отрасли в США. Доля от общего внешнего импорта устойчиво превышает 50% с 2022 года. Объёмы импорта СПГ из США в ЕС и Великобританию являются достаточно стабильными после их стремительного роста в 2022 году. ЕС и Великобритания критическим энергетически зависят от США.
По итогам запуска новых СПГ мощностей в США (Плакминс, третья очередь Корпус-Кристи) и торговых сделок США с Великобританией и ЕС следует ожидать дальнейшего увеличения доли США на газовом рынке США за счёт России и с второй очерёдностью Катар.
Россия
Россия занимает второе место несмотря на начавшуюся во второй половине 2024 года политическую атаку Еврокомиссии, стран Восточной и Северной Европы и США на российскую СПГ-отрасль. Основные запреты включают:
Отказ от газа Арктик СПГ-2.
Отказ от расчётов через Газпромбанк, по SWIFT, практически полные ограничения переводов в долларах, евро и рублях.
Отказ от использования некоторых газовозов Арктического класса.
Отказ от перевалки газа через плавучее хранилище Саам СПГ.
Отказ от своих обязательств по долгосрочным контрактам на перевалку СПГ в терминалах Франции и Бельгии при реэкспорте СПГ в третьи страны.
Национализацию Германией СПГ бизнеса Газпром экспорта.
В 2025 году доля Россия от общего объёма импорта составляет около 15%. Часть этих объёмов реэкспортирутся далее за пределы ЕС. После усиления запретов не реэкспорт ямальского газа с портов Франции и Бельгии разумно ожидать новых логистических схем и формального снижения доли СПГ из России на рынке ЕС и Великобритании.
Катар
Катар является поставщиком СПГ в ЕС и Великобританию номер три. Катар последовательно наращивает проникновение на газовый рынок Европы, включая долгосрочную аренду регазификационных мощностей. Таким образом КатарЭнергия контролирует цепочку поставок от газа в недрах до оптовых продаж газа в странах Северо-Западной Европы. По сути, данная стратегия повторяет прежнюю стратегию Газпрома на рынке Европы и соответственно имеет те же риски. Один из таких рисков начал реализовываться в четвёртом квартале - Еврокомиссия, по причине не подчинения Катара Европе (официальная формулировка как всегда в Европе иная - по причине “несоблюдения экологических норм и социальных стандартов”), объявила о дополнительном налоге (формально в виде штрафа) на импорт СПГ из Катара величиной 5% от общемировой выручки КатарЭнергии. Похожую схему ЕС планировал ранее и в отношении газа из России (официальная формулировка опиралась на что-то там про экологичность), но волей судеб ЕС практически отказался от российского газа совсем и просто начал жечь побольше угля. Интересно, что похожий ход Еврокомиссия смело сделала и в адрес США, но им в ответ просто сказали “Нет”, на чём Еврокомиссия и успокоилась.
Реэкспорт СПГ
Европа, после прекращения поставок российского трубопроводного газа и другой энергии из России, стала балансирующим (также употребляются термины “маржинальным“ и “замыкающим“) регионом мира по спот рынку СПГ. Как следствие, поставки СПГ, изначально предназначаемые странам Европы, могут перенаправляться за пределы региона.
В таблице “Динамика реэкспорта СПГ из Европы с детализацией по странам-получателям“ приведены статистические данные по погрузке газовозов в портах ЕС и Великобритании за исключением газовозов, отправленных в ЕС и Великобританию, с агрегацией за календарный месяц, стране-получателю и всем его регазификационным терминалам. Данные приведены с августа 2022 года. 01.MM.YYYY - означает поставки за весь календарный месяц, начинающийся в этот день. Поставки за текущий месяц указаны накопительным итогом с первого дня месяца до текущей даты. Задержка в получении данных составляет до одного дня. Единица измерения - метрические тонны. Данные обновляются в автоматическом режиме.
Продажи СГП в качестве бункерного топлива
ЕС является одним из мировых центров зарождающейся СПГ бункеровки. Роттердам наряду с Сингапуром является ведущим в мире портом СПГ-бункеровки. Продажи СПГ в качестве судового топлива составляют около половины стандартной судовой партии СПГ в месяц.
Барселона - второй порт по объёмам продажи СПГ в качестве бункера. Также заметные объёмы СПГ в качестве бункера реализуют в Зеебрюгге (Бельгия), Клайпеде (Литва), Инку (Финляндия).
Крупные европейские судоходные компании являются одним из ключевых первопроходцев СПГ-бункеровки. Так французская судоходная компания «Морская грузовая компания и Генеральная морская компания» (CMA CGM) увеличила в 2024 году потребление СПГ для бункеровки судов на 78% по сравнению с 2023 годом. В прошлом году компания потребила в общей сложности 9.2 млн тонн судового топлива в эквиваленте мазута. На долю СПГ пришлось 10% общего спроса компании. В натуральном выражении потребление СПГ составило 760 тысяч тонн, что близко к одной стандартной судовой партии СПГ в месяц или 2 тысячам тонн в сутки. Компания объясняет общий рост потребления судового топлива перебоями в работе судов в Красном море, где геополитическая напряжённость вынудила суда компании изменить маршрут вокруг Африки через мыс Доброй Надежды. Компания установила партнёрские отношения с ТотальЭнерджис и Шелл по поставкам СПГ в бункерах, обеспечивая топливом ключевые порты, включая Сингапур, Роттердам в Нидерландах, Фос-сюр-Мер во Франции и Шанхай в Китае. В будущем компания планирует построить 129 судов, которые смогут работать на сжиженном природном газе.
Флот газовозов
На европейском рынке ведущими судовладельцами являются частные греческие семейные офисы, управляющие флотом газовозов СПГ и других коммерческих кораблей - нефтяные танкеры, сухогрузы, газовозы СПГ и пр.
В настоящее время греческие судовладельцы активно инвестируют в обновление своего коммерческого флота с фокусом на газовозы. Суммарный объём инвестиций греческих частных судовладельцев в постройку новых судов с 2021 по 2024 годы составил 3 триллиона рублей. В дополнение к поддержанию и увеличению численности флота инвестиции в суда позволяют защитить капитал, размываемый в периоды высокой инфляции.
Распределение величины инвестиций по типу судов следующее:
1. Газовозы СПГ – 59 судов общей стоимостью 1.1 триллиона рублей
2. Нефтяные танкеры – 167 судов общей стоимостью 964 миллиарда рублей
3. Сухогрузы – 109 суден общей стоимостью 324 миллиарда рублей
4. Газовозы СУГ – 41 судно общей стоимостью 316 миллиардов рублей
5. Контейнеровозы – 39 суден общей стоимостью 245 миллиардов рублей.
Соответственно греческие судовладельцы делают ставку на существенное увеличение объёма бизнеса СПГ своих компаний. Именно инвестиции в покупку газовозов СПГ опережают инвестиции в традиционные сегменты деятельности – перевозку нефти и сыпучих грузов. Греческая и европейская судоходная отрасли трансформируются и постепенно увеличивают долю СПГ в своём грузообороте.
Крупнейшие по объёмам инвестирования греческие судовладельцы:
1. «Капитал Управление судами», контролируемая Эвангелосом Маринакисом
2. «Судоходная группа Ангеликуссис», контролируемая Марией Ангеликуссис (дочерью Ивана Ангеликуссиса)
3. «Эвалэнд Судоходство», контролируемая Никосом Кефаласом
4. «Динагаз», «ТМС Кардиф Газ», контролируемые Георгиосом Прокопиу
5. «Данаос Судоходство»
6. «Газлог» и «Евронав», контролируемые Петером Ливаносом
7. «Атлас Морские перевозки»
8. «Нафтомар Судоходство и трейдинг»
9. «Альфа Газ»
Терминал Сиала
Детальные данные по СПГ-инфраструктуры Европы, контрактам на закупку СПГ, объёмам импорта и реэкспорта СПГ в режиме реального времени, запасам газа, владельцам газовозов и трейдерским компаниям, доступны в модуле “СПГ и природный газ“ Терминала Сиала по подписке. Обращайтесь по адресу lab@seala.ru по вопросам подключения.