Газовозы
Газовозы - это одна из вершин современного инженерного искусства. Современные СПГ-газовозы перевозят сжиженный природный газ объёмом от 18 до 266 тыс. кубических метров при температуре минус 162 °C. Также СПГ-газовозы используются на постоянной или временной основе как регазафикационные терминалы, а также места хранения СПГ.
Существует два основных типа конструкции СПГ-газовозов:
Сферического типа
Мембранного типа
Современные газовозы являются чрезвычайно крупными судами по размерам сравним с авианосцами. Также ввиду высоко сжатия природного газа и его взрывопасности СПГ газовозы представляют собой очень опасные объекты. Поэтому их проход запрещён вблизи крупных населённых пунктов. Одним из ярких примеров является запрет для СПГ газового на проход Босфора. Вследствие чего Россия и другие страны Чёрного моря не имеют СПГ заводов и регазификационных терминалов на черноморском побережье.
Текущий флот СПГ газовозов по состоянию на апрель 2023 года насчитывает 668 штук. Из них 615 осуществляют непосредственно перевозку СПГ, 45 используются как регазафикационные терминалы и 8 используются как хранилища СПГ. Ещё 311 СПГ газовоз законтрактованы к постройке в 2023-2027 годы, что составляет половину от текущего флота. С учётом того что средний возраст мирового флота СПГ газовозов является относительно молодым это существенно увеличит перевозку СПГ по морю и сгладит дефициты транспортных мощностей, которые наблюдались зимой 2021-2022 года.
Компетенции по строительству СПГ газовозов являются уникальными и всего несколько верфей осуществляют постройку кораблей данного класса:
Hyundai Heavy Industries Group (Южная Корея) - обладатель крупнейшего порфтеля заказов на СПГ Газовозы (почти 100 газовозов законтрактовано у этой компании).
Samsung Heavy Industries (Южная Корея)
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (Южная Корея)
Hudong- Zhonghua Shipbuilding (Китай) - стремительно растущая с точки зрения портфеля заказов китайская судоверфь, догоняющая южнокорейскую большую тройку
Звезда (Россия) - отечественная судоверфь, начавшие в последние годы строительство СПГ-газовозов арктического класса для проектов Новатэк.
Стоит отметить, что Япония - один из гигантов мирового судостроения, больше не строит СПГ газовозы, проиграв ценовую конкуренцию Китаю и Южной Кореи.
Среди судовладельцев можно выделить следующие компании:
Maran Gas Maritime (Греция) - дочернее предприятие Angelicousssis Shipping Group и крупнейшей эксплуатант СПГ газовозов
Seapeak Maritime (Великобритания)
Nakilat Shipping (Катар) - обслуживает преимущественно СПГ проекты Катара - топ-3 производителя СПГ в мире.
GasLog (Монако)
Knutsen OAS - самая динамичная компания с точки зрения заказаны новых газовозов.
MOL LNG Transport (Япония) - дочернее предприятия судоходной компании Mitsui O.S.K. Lines.
NYK Line Shipmanagement (Япония) - дочернее предприятие Mitsubishi Group.
Совкомфлот (Россия) - крупнейший отечественный эксплуатант СПГ газовозов.
Smart LNG (Россия) - создаваемое совместное предприятие Совкомфлота и Новатэк для обслуживания арктических проектов.
С учётом высокой стоимости, а средняя стоимость современного СПГ газовоза в восемь-десять раз превышает среднюю стоимость нефтяного танкера и достигает 300 млн долларов, даже крупные судовладельцы часто владеют СПГ газовиками вскладчину.
Отдельного внимание заслуживает программа строительства СПГ флота для арктических проектов Новатэк. Программа начиналась как сотрудничество японской верфи Samsung Heavy Industries и российской дальневосточной верфи Звезда, однако ввиду южнокорейских санкций спешно трансформируется в полностью отечественное строительство СПГ газового, хоть и с задержками. Эксплуататорами будут Совкомфлот, будущая компания Smart LNG (совместное предприятие того же Совкомфлота и собственно Новатэк), а также совместное предприятие на стороне покупателей и акционеров Арктик-СПГ-2 японской MOL и китайского COSCO.
Актуальные новости по газовозам СПГ доступны телеграмм-канале Seala https://t.me/seala_ru, а актуальные данные по импорту и экспорту СПГ доступны по подписке (обращайтесь на lab@seala.ru).