Рынок нефти и нефтепродуктов Казахстана

Карта нефтяной отрасли

Добыча

Казахстан является одной из ведущих нефтедобывающих стран второго эшелона. Объёмы добычи жидких углеводородов в Казахстане в 2024 году оцениваются на уровне 266 тысяч тонн в сутки (97 миллионов тонн в год), включая:

  • сырую нефть - 221 тысячу тонн в сутки (81 миллион тонн в год).

  • газового конденсата - 33 тысячи тонн (12 миллионов тонн).

  • ШФЛУ - 12 тысяч тонн в сутки (4 миллиона тонн в год)

Ключевые производители:

  • Тенгизшевройл (доля США в проекте - 75%, доля Казахстана - 20%) - 85 тысяч тонн в сутки

  • Северо-Каспийский Проект (доля Европы и США - 67%, доля Казахстана - 17%) - 55 тысяч тонн в сутки

  • Мангистаумунайгаз (доля Китая - 50%, доля Казахстана - 50%) - 18 тысяч тонн в сутки

Казахстан не входит в ОПЕК, однако участвует в соглашениях ОПЕК+. Соглашения ОПЕК+ влияют на целевой объём добычи нефти в Казахстане. Однако с учётом низкой степени контроля Правительства над добычей нефти в стране реализация этих соглашений сталкивается с проблемами из-за противодействия компаний США и ЕС, контролирующих основные месторождения нефти в стране.

Крупнейшие месторождения нефти в Казахстане:

  • Тенгиз (2022 год - 88 тысяч тонн в сутки; 2023 год - 85 тысяч тонн в сутки; оптимистичный план на 2025 год - 137 тысяч тонн в сутки без учёта соглашений ОПЕК+).

  • Карачаганак (приоритетом является поддержание добычи нефти и конденсата на уровне не менее 11 млн тонн в год).

КазМунайГаз и Лукойл реализуют проект по освоению новых месторождений “Каламкас-море” и “Хазар” в казахстанском секторе Каспия. В 2025 году должно быть завершено проектирование и выбор ЕРС-подрядчика на строительство морских платформ. Концепция освоения предполагает добычу с 2-ух ледостойких стационарных платформ, строительство которых впервые будет вестись на казахстанских верфях (запланировано на 2026 год). Ожидается, что добыча на месторождениях “Каламкас-море” и “Хазар” начнётся в 2028 году и будет составлять 3–4 млн тонн/год.

Основные сорта добываемых казахстанских нефти и газового конденсата и их качество представлены на графике внизу.

26 января 2025 год Казахстан зафиксировал исторический рекорд суточной добычи нефти в 278,4 тыс. тонн. Это на 10,5% выше уровня на аналогичную дату прошлого года. Исторический рекорд был обновлён благодаря вводу в эксплуатацию Завода третьего поколения (ЗТП) на Тенгизском месторождении, который введён в эксплуатацию 24 января. В ближайшее время стоит ожидать новых добычных рекордов в Казахстане по мере выхода завода на проектную мощность добычи в 12 млн тонн в год. Общая добыча нефти на месторождении достигнет 40 млн тонн в год. Предполагается, что добыча нефти на Тенгизе вырастет в 2025 году на 24,8% к уровню 2024-го — до 34,7 млн тонн. В целом Казахстан планирует нарастить добычу в 2025 году до 96,2 млн тонн (против 87,8 млн т в 2024 году).

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству активизировать переговоры о продлении СРП по Тенгизу, Карачаганаку и Кашагану. Выступая на расширенном заседании правительства, посвящённом итогам 2024 года, он заявил: «Реализация соглашений о разделе продукции крупных месторождений позволила Казахстану стать надежным поставщиком энергоносителей на глобальный рынок. Между тем крупные инвестиции требуют долгосрочного горизонта планирования. Поэтому правительству предстоит активизировать переговоры относительно продления СРП-контрактов на обновлённых, выгодных для страны условиях». Напомним, что стабилизированный контракт по месторождению Тенгиз с ТОО «Тенгизшевройл» истекает в 2033 году, СРП по Карачаганаку – в 2037 году, СРП по Кашагану – в 2041 году.

Экспорт нефти

Общий объём экспорта в 2023 году - 76 миллионов тонн (208 тысяч тонн в сутки), что эквивалентно 80% от объёмов добычи. Казахстанская нефть де факто контролируется США и другими иностранными государствами и по этой причине преимущественно вывозится на экспорт.

Каспийский трубопроводный консорциум

Основной сорт экспортируемой нефти - KEBCO (Казахстанская экспортная смесь сырой нефти), созданная в 2022 году калька российской REBCO для изменения страны происхождения нефти в документах при экспорте партий нефти из Новороссийска, поступаемой в порт по КТК. Объём экспорта по КТК составляет в 2023 году - 164 тысячи тонн в сутки (56.5 миллиона тонн в год) - 78% от общего объёма экспорта, 66% от объёма добычи. Из них 27.5 миллиона тонн - с Тенгизского месторождения, 9.6 миллиона тонн – с Карачаганакского, 17.9 миллиона тонн – с Кашаганского и 1 миллиона тонн с прочих месторождений. Де факто через российскую территорию вывозится нефть, контролируемая именно США и ЕС (казахстанская остаётся в стране и перерабатывается), что объясняет активный поиск формально казахстанскими компаниями альтернативных маршрутов транспортировки в обход России.

Схема трубопровода КТК

17.02.2025 7 украинских БПЛА атаковали Кропоткинскую нефтеперекачивающую станцию Каспийского Трубопроводного Консорциума. Это первая в истории атака Украины на нефтяную отрасль Казахстана. НПС получила серьезные повреждения: разрушена крыша, повреждено закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), поражены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены 2 трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ. В связи с произошедшим НПС «Кропоткинская» была в экстренном порядке выведена из эксплуатации Экспорт нефти продолжает осуществляться по аварийной схеме, минуя НПС. Объёмы снижены на 30% вследствие падения давления в нефтепроводе.

Кропоткинскся нефтеперекачивающая станция и схема нефтепровода КТК

В январе 2025 года по КТК было прокачено 4.9 миллиона тонн нефти из Казахстана. План на март составлял - 5.2 миллиона. После атаки Украины на НПС Президент России ввёл режим максимального содействия КТК в части ввоза оборудования и проведения восстановления Кропоткинской НПС, а также предложил альтернативные варианты экспорта казахстанской нефти по системе трубопроводов Транснефти. Рассматривается поставка по относительно незаполненному нефтепроводу Атырау-Самара. Властями Казахстана также рассматривается увеличение мультимодальной транспортировки нефти по маршруту Атырау-Баку-Джейхан.

Нефтепроводод Баку-Тбилиси-Джейхан

Экспорт морем осуществляется через Морской порт Актау.

Нефтепровод Дружба

В 2023 году Казахстан начал трубопроводный экспорт нефти в Германию на конфискованный у Роснефти завод Шведте по трубопроводу Дружба. Польша блокирует поставки российской нефти через свою территорию с намерением отжать у Роснефти завод в Шведте. Поэтому с коммерческой точки зрения по Дружбе идёт казахстанская нефть. Объёмы поставок в 2023 году составили 1 миллион тонн (1.3% от общего экспорта нефти Казахстаном). Планы на 2024 год - 2 миллиона тонн. Данный экспорт является результатом молчаливого компромисса России, Казахстана, Германии и Польши между политическими и экономическими моментами, а также связано с экспортом российской нефти и газа через территорию Казахстана в прочие страны Средней Азии и Китай. В этом случае коммерчески осуществляется экспорт российских углеводородов, а физически молекулы естественно по большей части казахстанские. Схожую идею ЕС и Украина пытаются провернуть с использованием российской газовой экспортной инфраструктуры для экспорта азербайджанского газа начиная с 2025 года.

17.02.2025 (в день атаки Украины на КТК) Казахстан и Венгрия договорились начать в 2025 году поставки в небольших объёмах казахстанской нефти по трубопроводу Дружба. Поставки будут осуществляться в адрес “Венгерской нефтегазовой компании” (Magyar Olaj- és Gázipari Részvénytársaság) на её заводы непосредственно в Венгрии и Словакии.

Импортёры казахстанской нефти

В 2024 году основными импортёрами казахстанской нефти являлись Италия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, Румыния, Франция, Турция, Греция и Сингапур.

Переработка нефти и потребление нефтепродуктов

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане:

  • Атырауский НПЗ

  • Павлодарский НПЗ

  • Шымкентский НПЗ

Совокупная мощность переработки в 2023 году составляла 18.5 миллиона тонн в год, что эквивалентно 51 тысяче тонн в сутки.

Переработка нефти в 2023 году составила 17.2 миллиона тонн нефти, что эквивалентно 345 тысячам баррелей в сутки. Утилизация НПЗ - 93%. Это является очень высоким в среднем по миру показателем, но ниже показателя 2022 года - 97%. Три крупнейших НПЗ обеспечивают производство 94% нефтепродуктов в стране.

Также в Казахстане существуют 30 мини-НПЗ с простыми, первичными процессами переработки совокупной мощностью 6.5 миллиона тонн. Исторически утилизация данных НПЗ составляла всего 10% и не оказывала значимого влияния на выпуск нефтепродуктов в стране (на их долю приходится всего 6% производства нефтепродуктов в Казахстане). Одним из ключевых продуктов, производимом на мини-НПЗ, является бензин марки АИ-80 для нужд сельского хозяйства, не производимый крупнейшими НПЗ. Одним из них является НПЗ “Конденсат” в Аксае в Западном Казахстане, мощностью 900 тысяч тонн в сутки. Этот НПЗ в 2024 году перешёл под контроль структур, предположительно связанных с Татнефтью и перешёл на переработку российской нефти. В 2024 году НПЗ “Конденсат” начал переработку российской нафты и впервые получил разрешение на экспорт бензина марок Аи-92 и Аи-95 (класса Евро-5). По итогам 2024 года завод экспортировал в Узбекистан - 43 455 тонн бензина, в Грузию – 12 148 тонн, в Таджикистан – 3 120 тонн, в Афганистан – 2 489 тонн, в Азербайджан – 1 755 тонн. Поставки нафты с предприятия “Татнефти” на “Конденсат” в 2024 году составили 94 560 тонн, дополнительно в декабре завод переработал 8 000 тонн нефти, поставленной казахстанской компанией “Кен-Сары”.

Доля добываемой нефти, отправляемой на переработку в Казахстане - 20%. Данный показатель является чрезвычайно низким.

Производство нефтепродуктов:

  • Нафта – 185 тысяч тонн в 2023 году (21 тысяча тонн в сутки).

  • Бензин – 5.3 миллиона тонн за 2023 год (634 тысячи тонн в сутки).

  • Авиакеросин – 643 тысячи тонн (2 тысячи тонн в сутки).

  • Дизельное топливо – 5.3 миллиона тонн (15 тысяч тонн в сутки).

  • Мазут – 2.8 миллиона тонн (8 тысяч тонн в сутки).

Несмотря на то, что Казахстан является крупным производителем нефти, в период пикового спроса на нефтепродукты собственной нефтепереработки не хватает для удовлетворения внутреннего спроса. У зарубежных владельцев нефтедобывающих компаний нет экономических стимулов развивать местную нефтепереработку и продавать нефтепродукты внутри Казахстана по льготным государственным ценам. Государство, в свою очередь, не может системно воздействовать на компании, так как является в этих компаниях миноритарным акционером. Пойти на конфликт с США, Европой и Китаем и изменить законодательство для существующих нефтедобывающих компаний власти Казахстана не осмеливаются по внешнеполитическим причинам. Создать конкурентные рыночные условия для экономического стимулирования развития местной нефтепереработки (например, в стиле новых властей Аргентины) власти Казахстана не осмеливаются уже по внутриполитическим причинам - именно из-за цен на автомобильное топливо начинались два последних бунта, последний из которых был в январе 2022 года.

Необходимым системным решением с учётом низкой - 20% долей переработки нефти и дефицита топлива на внутреннем рынке - является строительство дополнительных нефтеперерабатывающих мощностей. По итогам кризиса Правительство Казахстана инициировало программу увеличения мощности основных НПЗ, включая:

  • Шымкентского НПЗ с 6 до 12 миллионов тонн к 2030 году;

  • Атырауского НПЗ с 5,5 до 6,7 миллиона тонн к 2027 году;

  • Павлодарского НХЗ с 5,5 до 8 миллионов тонн к 2030 году;

  • Актауского битумного завода с 1 до 1,5 миллиона тонн к 2025 году.

Также существует более ранняя программа 2022 года по увеличению мощностей мини-НПЗ, включая:

  • Строительство мини-НПЗ мощностью переработки 750 тысяч тонн в поселке Алгабас Теректинского района Западно-Казахстанской области. Владельцами проекта являются казахстанская компания “АБС-Мунай” и компания “Коммерческие инвестиции в Западные углеводороды“ из ОАЭ.

  • Строительство второй очереди НПЗ Группы Конденсат в Аксае.

Компромиссными временными решениями являются программы поддержки льготными (но не субсидируемыми) ценами на топливо социально-значимых отраслей и категорий населения. Например, последней такой программой является поддержка посевной ценами с дисконтом в 15% к рыночным розничным ценам сельско-хозяйственных производителей. Объём поставок дизельного топлива по программе - 340 тысяч тонн за февраль-июнь 2024 года (17 тысяч баррелей в сутки, что эквивалентно 0.9% объёмам добычи нефти и 4.5% от объёма её переработки).

Другим быстрым решением является снабжение российским сырьём простаивающих мини-НПЗ и увеличение производства нефтепродуктов - мощность мини-НПЗ составляет треть от мощности трёх крупнейших НПЗ в стране, однако данные мощности практически не используются.

Также Казахстан в соответствии с общемировыми тенденциями развивает нефтехимию. В 2022 году был запущен завод в Атырау по производству полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год. Завод принадлежит ТОО “Казахстанские нефтехимические отрасли”, входящему в Группу Казмунайгаз. Этот завод не только покрыл спрос внутреннего рынка (50 тысяч тонн в год), но и создал экспорт казахстанских базовых полимеров. Активно реализуются и другие проекты производства и экспорта базовых полимеров из местного сырья.

Правительство Казахстана установило крайний срок – до конца июня 2025 года – для сооператоров Карачаганакского проекта Eni и Shell для принятия решения по строительству ГПЗ на месторождении. Власти хотят, чтобы завод с 2029 года начал перерабатывать растущие потоки попутного сырого газа с месторождения Карачаганак. Вопрос приобрёл остроту, так как Казахстан столкнулся с надвигающейся нехваткой газа на внутреннем рынке, где цена регулируется правительством, а спрос растёт быстрее, чем предложение. В случае, если «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) задержит одобрение FID после дедлайна в июне, власти передадут надзор и управление планируемым перерабатывающим заводом от КПО стороннему инвестору.

СУГ

С 1 февраля 2025 года в Казахстане заметно подрастут предельные цены на популярное у граждан топливо - автогаз. При этом предусматриваются разные ценовые лимиты для разных регионов страны. В конце января стоимость газового топлива колебалась в стране в диапазоне от 54 до 94 тенге (10,25-17,90 рублей), а с 1 февраля 2025 года ценник подрастёт до 65-107 тенге (12,35-20,35 рублей) - в зависимости от региона. По максимуму (по 107 тенге) придётся платить жителям районов, удалённых от областных центров более чем на 200 километров. В правительстве Казахстана давно предупреждали граждан - стоимость автогаза будет расти пропорционально ценам на традиционные виды ГСМ, а завозить дополнительные объёмы газа для покрытия спроса министерство энергетики не планирует. Напомним, что с 1 января 2024 года в Казахстане действует обязательное требование - переоборудованные на газ автомобили должны быть маркированы.

Министерство национальной экономики Казахстана вынесло на общественное обсуждение до 18 февраля 2025 года проект постановления правительства о введении дополнительных ставок акцизов на ГСМ (предусматривается направление в бюджет 80% дополнительной маржинальности производителей и продавцов топлива в условиях отмены государственного регулирования цен на ГСМ). Дополнительные ставки акциза будут введены для бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводородов и экологического топлива.

По итогам 2024 года Таджикистан стал крупнейшим импортёром СУГ из Казахстана – на его долю пришлось 48% от всего объёма казахстанского экспорта. Однако в 2025 году ожидается, что Таджикистан заместит казахский сжиженный газ российским. Причина – после вступления в силу 20 декабря 2024 года эмбарго ЕС на ввоз российского СУГ Казахстан увеличил поставки в Европу. В свою очередь, лишившись европейского рынка, российский СУГ становится привлекательным по цене для Центральной Азии.

В 2025 году Министерство энергетики Казахстана и Тенгизшевройл продлили соглашение о ежегодных поставках сжиженного газа на внутренний рынок. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании Тенгизшевройл поставит 240 тысяч тонн сжиженного газа на внутренний рынок страны в 2025 году.

Экспорт и импорт нефтепродуктов

С целью предотвращения дефицита сырья на внутреннем рынке экспорт нефтепродуктов из Казахстана запрещён. Запрет на вывоз бензина и дизеля автотранспортом из республики действует с 29 сентября 2024 года. Исключения были сделаны для вывоза смазочных масел; топлива в бензобаках автомобилей, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства; авиационного керосина для научно-исследовательских целей; нефтепродуктов, поставляемых в рамках гуманитарной помощи. Меры будут действовать до 29 марта 2025 года. Ещё одно новое исключение - экспорт нефтепродуктов с НПЗ Конденсат в Аксае в Азербайджан, получаемых из импортированной российской нефти.

Приказом от 29 января 2025 года власти Казахстана ввели запрет на вывоз из республики по железной дороге и автотранспортом бензина и дизельного топлива в третьи страны, в том числе в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Запрет на вывоз сырья по железной дороге будет действовать с 1 февраля 2025 года по 29 марта 2025 года. При этом он не распространяется на вывоз нефтепродуктов, реализуемый в соответствии с плановыми поставками, а также в рамках оказания гуманитарной помощи, оказываемой в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф.

В 2025 году правительство Казахстана ищет новые возможности пополнения бюджета за счёт нефтяников. С 22 февраля экспортной таможенной пошлиной в размере 5 418 руб. за тонну будет облагаться продажа за рубеж биодизеля, смесей углеводородов, смазочных материалов и углеводородов ациклических. В 2024 году была установлена единая ставка пошлины на мазут в размере 2 700 руб. за тонну, в то время как ранее летом (с 1 мая по 31 августа) экспортеры платили всего 1 423 руб. за тонну.

Дефицит внутреннего рынка нефтепродуктов покрывается преимущественно импортом российских нефтепродуктов.

Previous
Previous

Рынок нефти и нефтепродуктов Индии

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов Бразилии