Рынок нефти и нефтепродуктов Казахстана

Карта нефтяной отрасли

Добыча

Объёмы добычи

Казахстан является одной из ведущих нефтедобывающих стран второго эшелона.

Объёмы добычи жидких углеводородов в Казахстане в 2024 году оцениваются на уровне 266 тысяч тонн в сутки (97 миллионов тонн в год), включая:

  • сырой нефти - 221 тысяча тонн в сутки (81 миллион тонн в год).

  • газового конденсата - 33 тысячи тонн (12 миллионов тонн).

  • ШФЛУ - 12 тысяч тонн в сутки (4 миллиона тонн в год).

26 января 2025 год Казахстан зафиксировал исторический рекорд суточной добычи нефти в 278,4 тыс. тонн. Это на 10,5% выше уровня на аналогичную дату прошлого года. Исторический рекорд был обновлён благодаря вводу в эксплуатацию Завода третьего поколения (ЗТП) на Тенгизском месторождении, который введён в эксплуатацию 24 января. В ближайшее время стоит ожидать новых добычных рекордов в Казахстане по мере выхода завода на проектную мощность добычи в 12 млн тонн в год. Общая добыча нефти на месторождении достигнет 40 млн тонн в год. Предполагается, что добыча нефти на Тенгизе вырастет в 2025 году на 24,8% к уровню 2024-го — до 34,7 млн тонн. В целом Казахстан планирует нарастить добычу в 2025 году до 96,2 млн тонн (против 87,8 млн тонн в 2024 году).

Нефтедобывающие компании

Ключевые производители:

  • Тенгизшевройл (доля США в проекте - 75%, доля Казахстана - 20%) - 85 тысяч тонн в сутки

  • Северо-Каспийский Проект (доля Европы и США - 67%, доля Казахстана - 17%) - 55 тысяч тонн в сутки

  • Мангистаумунайгаз (доля Китая - 50%, доля Казахстана - 50%) - 18 тысяч тонн в сутки

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству активизировать переговоры о продлении СРП по Тенгизу, Карачаганаку и Кашагану. Выступая на расширенном заседании правительства, посвящённом итогам 2024 года, он заявил: «Реализация соглашений о разделе продукции крупных месторождений позволила Казахстану стать надёжным поставщиком энергоносителей на глобальный рынок. Между тем крупные инвестиции требуют долгосрочного горизонта планирования. Поэтому правительству предстоит активизировать переговоры относительно продления СРП-контрактов на обновлённых, выгодных для страны условиях». Напомним, что стабилизированный контракт по месторождению Тенгиз с ТОО «Тенгизшевройл» истекает в 2033 году, СРП по Карачаганаку – в 2037 году, СРП по Кашагану – в 2041 году.

Центры добычи

Крупнейшие месторождения нефти в Казахстане:

  • Тенгиз (2022 год - 88 тысяч тонн в сутки; 2023 год - 85 тысяч тонн в сутки; оптимистичный план на 2025 год - 137 тысяч тонн в сутки без учёта соглашений ОПЕК+).

  • Карачаганак (приоритетом является поддержание добычи нефти и конденсата на уровне не менее 11 млн тонн в год).

  • Кашаган.

КазМунайГаз и Лукойл реализуют проект по освоению новых месторождений “Каламкас-море” и “Хазар” в казахстанском секторе Каспия. В 2025 году должно быть завершено проектирование и выбор ЕРС-подрядчика на строительство морских платформ. Концепция освоения предполагает добычу с 2-ух ледостойких стационарных платформ, строительство которых впервые будет вестись на казахстанских верфях (запланировано на 2026 год). Ожидается, что добыча на месторождениях “Каламкас-море” и “Хазар” начнётся в 2028 году и будет составлять 3–4 млн тонн/год.

Сорта нефти и газового конденсата

Основные сорта добываемых казахстанских нефти и газового конденсата и их качество представлены на графике внизу.

Международные организации

Казахстан не входит в ОПЕК, однако участвует в соглашениях ОПЕК+. Соглашения ОПЕК+ влияют на целевой объём добычи нефти в Казахстане. Однако с учётом низкой степени контроля Правительства над добычей нефти в стране, реализация этих соглашений сталкивается с проблемами из-за противодействия компаний США и ЕС, контролирующих основные месторождения нефти в стране.

Экспорт и транзит нефти

Общий объём экспорта в 2023 году - 76 миллионов тонн (208 тысяч тонн в сутки), что эквивалентно 80% от объёмов добычи. Казахстанская нефть де факто контролируется США и другими иностранными государствами и по этой причине преимущественно вывозится на экспорт.

Каспийский трубопроводный консорциум

Основной сорт экспортируемой нефти - KEBCO (Казахстанская экспортная смесь сырой нефти), созданная в 2022 году калька российской REBCO для изменения страны происхождения нефти в документах при экспорте партий нефти из Новороссийска, поступаемой в порт по КТК. Объём экспорта по КТК составляет в 2023 году - 164 тысячи тонн в сутки (56.5 миллиона тонн в год) - 78% от общего объёма экспорта, 66% от объёма добычи. Из них 27.5 миллиона тонн - с Тенгизского месторождения, 9.6 миллиона тонн – с Карачаганакского, 17.9 миллиона тонн – с Кашаганского и 1 миллиона тонн с прочих месторождений. Де факто через российскую территорию вывозится нефть, контролируемая именно США и ЕС (казахстанская остаётся в стране и перерабатывается), что объясняет активный поиск формально казахстанскими компаниями альтернативных маршрутов транспортировки в обход России.

Схема трубопровода КТК

17.02.2025 года 7 украинских БПЛА атаковали Кропоткинскую нефтеперекачивающую станцию Каспийского Трубопроводного Консорциума. Это первая в истории атака Украины на нефтяную отрасль Казахстана. НПС получила серьёзные повреждения: разрушена крыша, повреждено закрытое распределительное устройство, газотурбинная установка (ГТУ), поражены кабели и кабельная эстакада, резервуар с водой, уничтожены 2 трансформатора, фильтры и система пожаротушения ГТУ. В связи с произошедшим НПС «Кропоткинская» была в экстренном порядке выведена из эксплуатации. Экспорт нефти продолжает осуществляться по аварийной схеме, минуя НПС. Объёмы снижены на 30% вследствие падения давления в нефтепроводе.

Кропоткинскся нефтеперекачивающая станция и схема нефтепровода КТК

В январе 2025 года по КТК было прокачано 4.9 миллиона тонн нефти из Казахстана. План на март составлял - 5.2 миллиона. После атаки Украины на НПС Президент России ввёл режим максимального содействия КТК в части ввоза оборудования и проведения восстановления Кропоткинской НПС, а также предложил альтернативные варианты экспорта казахстанской нефти по системе трубопроводов Транснефти. Рассматривается поставка по относительно незаполненному нефтепроводу Атырау-Самара. Властями Казахстана также рассматривается увеличение мультимодальной транспортировки нефти по маршруту Атырау-Баку-Джейхан.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан

Экспорт морем осуществляется через Морской порт Актау.

Нефтепровод Дружба

В 2023 году Казахстан начал трубопроводный экспорт нефти в Германию на временно конфискованный у Роснефти завод Шведте по трубопроводу Дружба. Польша блокирует поставки российской нефти через свою территорию с намерением отжать у Роснефти завод в Шведте. Данный экспорт является результатом компромисса России, Казахстана, Германии и Польши между политическими и экономическими моментами. Также данный маршрут поставок казахстанской нефти связан с экспортом российской нефти и газа через территорию Казахстана в Китай и прочие страны Средней Азии. Схожую идею ЕС и Украина пытаются провернуть с использованием российской газовой экспортной инфраструктуры для экспорта азербайджанского газа начиная с 2025 года.

Объёмы поставок по годам:

  • фактический объём за 2023 год - 1 миллион тонн (1.3% от общего экспорта нефти Казахстаном).

  • фактический объём за 2024 год - 1.5 миллиона тонн.

  • прогнозный объём за 2025 год - 2 миллиона тонн.

17.02.2025 (в день атаки Украины на КТК) Казахстан и Венгрия договорились начать в 2025 году поставки в небольших объёмах казахстанской нефти по трубопроводу Дружба. Поставки будут осуществляться в адрес “Венгерской нефтегазовой компании” (Magyar Olaj- és Gázipari Részvénytársaság) на её заводы непосредственно в Венгрии и Словакии.

Изначально нефть поставлялась с месторождений Карачаганак и Кашаган. С мая 2025 года также поставляется по данному маршруту нефть с Тенгиза.

Китай

В Китай поставляется нефть, добытая в Казахстане, и транзитом российская нефть.

Проектная мощность нефтепровода “Казахстан-Китай“. запущенного в 2006 году составила 10 миллионов тонн нефти в год (27 тысяч тонн нефти в год). Фактическая мощность транспортировки по состоянию на 2025 года вероятно составляет не менее 20 миллионов тонн.

Заполнение нефтепровода в Китай местной нефтью осуществляется по магистральным нефтепроводам Кенкияк - Кумколь и Атасу - Алашанькоу с месторождений на западе Казахстана в Китай, российской нефтью - по участку Атасу - Алашанькоу.

Поставки российской нефти через Казахстан в Китай в 2025 году составляют около 10 миллионов тонн. Прогнозируется, что поставки в 2026 году составят 12.5 миллиона тонн.

Импортёры казахстанской нефти

В 2024 году основными импортёрами казахстанской нефти являлись Италия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, Румыния, Франция, Турция, Греция и Сингапур.

В мае 2025 года одна из партий казахстанской нефти, погруженная в Южной Озереевки, была доставлена на атлатическое побережье США - НПЗ Шеврон в Ричмонде, Калифорния.

Экспорт газового конденсата

Начиная с мая 2025 года международный трейдер Витол будет экспортировать газоконденсат «Жаикмуная» (принадлежащего частной британской компании Nostrum Oi&Gas Plc) в Узбекистан (в объеме от 5 тыс. до 15 тыс. тонн газоконденсата в месяц). Цена на партии конденсата с отгрузкой в Узбекистан, по данным трейдеров, в мае формируется на казахстанско-узбекском погранпереходе Сарыагаш на уровне скидки 1200-1300 руб за баррель к котировкам Brent (BFOE).

Переработка нефти и потребление нефтепродуктов

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане:

  • Атырауский НПЗ

  • Павлодарский НПЗ

  • Шымкентский НПЗ

Совокупная мощность переработки в 2023 году составляла 18.5 миллиона тонн в год, что эквивалентно 51 тысяче тонн в сутки.

Переработка нефти в 2023 году составила 17.2 миллиона тонн нефти, что эквивалентно 345 тысячам баррелей в сутки. Утилизация НПЗ - 93%. Это является очень высоким в среднем по миру показателем, но ниже показателя 2022 года - 97%. Три крупнейших НПЗ обеспечивают производство 94% нефтепродуктов в стране.

Также в Казахстане существуют 30 мини-НПЗ с простыми, первичными процессами переработки совокупной мощностью 6.5 миллиона тонн. Исторически утилизация данных НПЗ составляла всего 10% и не оказывала значимого влияния на выпуск нефтепродуктов в стране (на их долю приходится всего 6% производства нефтепродуктов в Казахстане). Одним из ключевых продуктов, производимом на мини-НПЗ, является бензин марки АИ-80 для нужд сельского хозяйства, не производимый крупнейшими НПЗ. Одним из них является НПЗ “Конденсат” в Аксае в Западном Казахстане, мощностью 900 тысяч тонн в сутки. Этот НПЗ в 2024 году перешёл под контроль структур, предположительно связанных с Татнефтью и перешёл на переработку российской нефти. В 2024 году НПЗ “Конденсат” начал переработку российской нафты и впервые получил разрешение на экспорт бензина марок Аи-92 и Аи-95 (класса Евро-5). По итогам 2024 года завод экспортировал в Узбекистан - 43 455 тонн бензина, в Грузию – 12 148 тонн, в Таджикистан – 3 120 тонн, в Афганистан – 2 489 тонн, в Азербайджан – 1 755 тонн. Поставки нафты с предприятия “Татнефти” на “Конденсат” в 2024 году составили 94 560 тонн, дополнительно в декабре завод переработал 8 000 тонн нефти, поставленной казахстанской компанией “Кен-Сары”.

Доля добываемой нефти, отправляемой на переработку в Казахстане - 20%. Данный показатель является чрезвычайно низким.

Производство нефтепродуктов:

  • Нафта – 185 тысяч тонн в 2023 году (21 тысяча тонн в сутки).

  • Бензин – 5.3 миллиона тонн за 2023 год (634 тысячи тонн в сутки).

  • Авиакеросин – 643 тысячи тонн (2 тысячи тонн в сутки).

  • Дизельное топливо – 5.3 миллиона тонн (15 тысяч тонн в сутки).

  • Мазут – 2.8 миллиона тонн (8 тысяч тонн в сутки).

Несмотря на то, что Казахстан является крупным производителем нефти, в период пикового спроса на нефтепродукты собственной нефтепереработки не хватает для удовлетворения внутреннего спроса. У зарубежных владельцев нефтедобывающих компаний нет экономических стимулов развивать местную нефтепереработку и продавать нефтепродукты внутри Казахстана по льготным государственным ценам. Государство, в свою очередь, не может системно воздействовать на компании, так как является в этих компаниях миноритарным акционером. Пойти на конфликт с США, Европой и Китаем и изменить законодательство для существующих нефтедобывающих компаний власти Казахстана не осмеливаются по внешнеполитическим причинам. Создать конкурентные рыночные условия для экономического стимулирования развития местной нефтепереработки (например, в стиле новых властей Аргентины) власти Казахстана не осмеливаются уже по внутриполитическим причинам - именно из-за цен на автомобильное топливо начинались два последних бунта, последний из которых был в январе 2022 года.

Необходимым системным решением с учётом низкой - 20% долей переработки нефти и дефицита топлива на внутреннем рынке - является строительство дополнительных нефтеперерабатывающих мощностей. По итогам кризиса Правительство Казахстана инициировало программу увеличения мощности основных НПЗ, включая:

  • Шымкентского НПЗ с 6 до 12 миллионов тонн к 2030 году;

  • Атырауского НПЗ с 5,5 до 6,7 миллиона тонн к 2027 году;

  • Павлодарского НХЗ с 5,5 до 8 миллионов тонн к 2030 году;

  • Актауского битумного завода с 1 до 1,5 миллиона тонн к 2025 году.

    По прогнозу Министерства энергетики, потребление дорожного битума в Казахстане в 2025 году составит около 1 млн тонн.

Также существует более ранняя программа 2022 года по увеличению мощностей мини-НПЗ, включая:

  • Строительство мини-НПЗ мощностью переработки 750 тысяч тонн в поселке Алгабас Теректинского района Западно-Казахстанской области. Владельцами проекта являются казахстанская компания “АБС-Мунай” и компания “Коммерческие инвестиции в Западные углеводороды“ из ОАЭ.

  • Строительство второй очереди НПЗ Группы Конденсат в Аксае.

Компромиссными временными решениями являются программы поддержки льготными (но не субсидируемыми) ценами на топливо социально-значимых отраслей и категорий населения. Например, последней такой программой является поддержка посевной ценами с дисконтом в 15% к рыночным розничным ценам сельско-хозяйственных производителей. Объём поставок дизельного топлива по программе - 340 тысяч тонн за февраль-июнь 2024 года (17 тысяч баррелей в сутки, что эквивалентно 0.9% объёмам добычи нефти и 4.5% от объёма её переработки).

Другим быстрым решением является снабжение российским сырьём простаивающих мини-НПЗ и увеличение производства нефтепродуктов - мощность мини-НПЗ составляет треть от мощности трёх крупнейших НПЗ в стране, однако данные мощности практически не используются.

Также Казахстан в соответствии с общемировыми тенденциями развивает нефтехимию. В 2022 году был запущен завод в Атырау по производству полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год. Завод принадлежит ТОО “Казахстанские нефтехимические отрасли”, входящему в Группу Казмунайгаз. Этот завод не только покрыл спрос внутреннего рынка (50 тысяч тонн в год), но и создал экспорт казахстанских базовых полимеров. Активно реализуются и другие проекты производства и экспорта базовых полимеров из местного сырья.

Правительство Казахстана установило крайний срок – до конца июня 2025 года – для сооператоров Карачаганакского проекта Eni и Shell для принятия решения по строительству ГПЗ на месторождении. Власти хотят, чтобы завод с 2029 года начал перерабатывать растущие потоки попутного сырого газа с месторождения Карачаганак. Вопрос приобрёл остроту, так как Казахстан столкнулся с надвигающейся нехваткой газа на внутреннем рынке, где цена регулируется правительством, а спрос растёт быстрее, чем предложение. В случае, если «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) задержит одобрение FID после дедлайна в июне, власти передадут надзор и управление планируемым перерабатывающим заводом от КПО стороннему инвестору.

СУГ

С 1 февраля 2025 года в Казахстане заметно подрастут предельные цены на популярное у граждан топливо - автогаз. При этом предусматриваются разные ценовые лимиты для разных регионов страны. В конце января стоимость газового топлива колебалась в стране в диапазоне от 54 до 94 тенге (10,25-17,90 рублей), а с 1 февраля 2025 года ценник подрастёт до 65-107 тенге (12,35-20,35 рублей) - в зависимости от региона. По максимуму (по 107 тенге) придётся платить жителям районов, удалённых от областных центров более чем на 200 километров. В правительстве Казахстана давно предупреждали граждан - стоимость автогаза будет расти пропорционально ценам на традиционные виды ГСМ, а завозить дополнительные объёмы газа для покрытия спроса министерство энергетики не планирует. Напомним, что с 1 января 2024 года в Казахстане действует обязательное требование - переоборудованные на газ автомобили должны быть маркированы.

Министерство национальной экономики Казахстана вынесло на общественное обсуждение до 18 февраля 2025 года проект постановления правительства о введении дополнительных ставок акцизов на ГСМ (предусматривается направление в бюджет 80% дополнительной маржинальности производителей и продавцов топлива в условиях отмены государственного регулирования цен на ГСМ). Дополнительные ставки акциза будут введены для бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводородов и экологического топлива.

В 2025 году Министерство энергетики Казахстана и Тенгизшевройл продлили соглашение о ежегодных поставках сжиженного газа на внутренний рынок. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании Тенгизшевройл поставит 240 тысяч тонн сжиженного газа на внутренний рынок страны в 2025 году.

Экспорт и импорт нефтепродуктов

Экспорт

С целью предотвращения дефицита сырья на внутреннем рынке экспорт нефтепродуктов из Казахстана запрещён. Запрет на вывоз бензина и дизеля автотранспортом из республики действует с 29 сентября 2024 года. Исключения были сделаны для вывоза смазочных масел; топлива в бензобаках автомобилей, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства; авиационного керосина для научно-исследовательских целей; нефтепродуктов, поставляемых в рамках гуманитарной помощи. Меры будут действовать до 29 марта 2025 года. Ещё одно новое исключение - экспорт нефтепродуктов с НПЗ Конденсат в Аксае в Азербайджан, получаемых из импортированной российской нефти.

Приказом от 29 января 2025 года власти Казахстана ввели запрет на вывоз из республики по железной дороге и автотранспортом бензина и дизельного топлива в третьи страны, в том числе в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Запрет на вывоз сырья по железной дороге будет действовать с 1 февраля 2025 года по 29 марта 2025 года. При этом он не распространяется на вывоз нефтепродуктов, реализуемый в соответствии с плановыми поставками, а также в рамках оказания гуманитарной помощи, оказываемой в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф.

В 2025 году правительство Казахстана ищет новые возможности пополнения бюджета за счёт нефтяников. С 22 февраля экспортной таможенной пошлиной в размере 5 418 руб. за тонну будет облагаться продажа зарубеж биодизеля, смесей углеводородов, смазочных материалов и углеводородов ациклических. В 2024 году была установлена единая ставка пошлины на мазут в размере 2 700 руб. за тонну, в то время как ранее летом (с 1 мая по 31 августа) экспортеры платили всего 1 423 руб. за тонну.

По итогам 2024 года Таджикистан стал крупнейшим импортёром СУГ из Казахстана – на его долю пришлось 48% от всего объёма казахстанского экспорта. Однако в 2025 году ожидается, что Таджикистан заместит казахский сжиженный газ российским. Причина – после вступления в силу 20 декабря 2024 года эмбарго ЕС на ввоз российского СУГ Казахстан увеличил поставки в Европу. В свою очередь, лишившись европейского рынка, российский СУГ становится привлекательным по цене для Центральной Азии.

Импорт

Дефицит внутреннего рынка нефтепродуктов покрывается преимущественно импортом российских нефтепродуктов.

Поставки нефтепродуктов из России по железной дороге составляют около 1.5 миллиона тонн в год. Из них нефтепродукты российского производства - 1.2 миллиона тонн, белорусские - 300 тысяч тонн.

Структура поставок по видам нефтепродуктов:

  • Дизельное топливо - 450 тысяч тонн.

  • Мазут - 320 тысяч тонн.

  • Авиакеросин - 245 тысяч тонн.

  • Бензин - 130 тысяч тонн.

  • СУГ - 90 тысяч тонн.

  • Битумы - 90 тысяч тонн.

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов Китая