Рынок нефти и нефтепродуктов США

Карта нефтяной отрасли

Добыча

США являются пионером промышленной добычи нефти - первая скважина появилась в штате Пенсильвания в 1859 году. США в последние годы обогнали прежних лидеров добычи нефти - Россию и Саудовскую Аравию - и являются в настоящее время нефтедобывающей страной номер один в мире.

В 2023 году объёмы добычи нефти и газового конденсата составили 1 031 миллион тонн (20.7 миллиона баррелей в сутки), включая добычу:

  • сырой нефти - 642 миллиона тонн (12.9 миллиона баррелей в сутки).

  • газоконденсата - 319 миллионов тонн (6.4 миллиона баррелей в сутки).

  • прочих жидкостей - 65 миллионов тонн (1.3 миллиона баррелей в сутки).

США не входит в ОПЕК и является его идеологическим противником. Однако в период пандемии в 2020 году США участвовали в совместных с ОПЕК+ ограничениях добычи нефти. Рост добычи в США является ключевым фактором, компенсирующим ограничение добычи нефти странами ОПЕК+ в рамках управления рыночной ценой на нефть.

Ключевые группы месторождений США и объёмы добычи нефти и нефтегазового конденсата в сентябре 2023 года:

  • Пермская группа месторождений - 5.8 миллиона баррелей в сутки

  • Офшорные месторождения Мексиканского залива - 1.9

  • Виллистон - 1.2

  • Игл Форд - 1.1

  • Денвер - Юлесбург - 0.7

  • Анадарко - 0.4

  • Месторождения Аляски - 0.4

Именно сланцевые месторождения Пермской группы являются локомотивом сланцевой революции и сделали США нетто экспортёром нефти. В ближайшие годы ожидается продолжение роста объёма добычи на данных месторождениях, хотя темпы прироста будет замедляться. Прирост добычи на Пермской группе месторождений в 2024 году ожидается на уровне 15 миллионов тонн год к году (0.3 миллиона баррелей в сутки), что составляет 75% от всего прироста добычи нефти в США.

Основные сорта нефти, добываемой в США, с указанием их качества (сернистости и плотности) представлены на графике ниже.

В 2023 году активизировалась консолидация производителей сланцевой нефти. На фоне падения дебитов текущих скважин, дефицита буровых бригад и роста операционных затрат на добычу, консолидация производителей позволяет лучше управлять затратной базой и снижать себестоимость добычи. Ключевая сделка консолидационная - покупка нефтегазовым гигантом ExxonMobil ведущего производителя сланцевой нефти Pioneer Natural Resources с ключевыми активами в Пермском нефтегазоносном бассейне. Стоимость сделки - 59.5 млрд долларов США (5.3 трлн рублей). Также стоит отметить следующие сделки в 2023-2024 годах:

  • Покупка компанией APA Corp компании Callon Petroleum.

  • Покупка компанией Occidental Petroleum компании CrownRock.

  • Покупка компанией Permian Resources компании Earthstone Energy, включая ранее приобретённую Novo Oil&Gas.

  • Покупка компанией Civitas Resources компаний Vencer Energy, Hibernia Resources, Tap Rock Resources.

  • Покупка компанией Ovintiv компании Black Swan Oil&gas.

  • Покупка компанией Matador Resources компании Advance Energy Partners Holding.

На добычу нефти и газа на месторождениях в Пермском бассейне и в меньшей степени других бассейнов краткосрочное влияние также оказывает температура. В периоды температуры ниже нуля устья скважины замерзают и краткосрочно снижают добычу.

В секторе США Мексиканского залива в 2024 году ожидается ввод новых производственных мощностей, которые позволят не только компенсировать снижение дебита текущих месторождений, но и увеличить общий объём добычи до 2 миллионов баррелей в сутки. Ключевые проекты:

  • Проект Whale британской компании Shell мощностью 80 тысяч баррелей в сутки.

  • Проект Anchor компании Chevron мощностью 75 тысяч баррелей в сутки.

  • Проект Shenandoah компании Beacon мощностью 60 тысяч баррелей в сутки.

На добычу нефти и газа на месторождениях в Мексиканском заливе краткосрочное влияние оказывают шторма. Во время сильных штормов добыча приостанавливается и сотрудники платформ эвакуируются на берег.

Экспорт и импорт нефти

В рамках географической и сортовой оптимизации США осуществляет как экспорт добытой сырой нефти, так и её импорт для цели последующей переработки. Так, именно США являются ключевым импортёром тяжёлых сортов нефти стран Латинской Америки (Мексика, Венесуэла, Гайана, Бразилия и пр.).

Ранее действовавший многолетний запрет на экспорт нефти был снят и благодаря стремительному росту добычи сланцевой нефти, США стали одним из ключевых экспортёров сырой нефти в мире.

Экспорт нефти из США перестал расти в 2024 году. Ранее в течении долгого времени рост добычи в США неизменно приводил к росту экспорт нефти на этот же объём. Добычи нефти в США в этом году выросла на 41 тысячу тонн в сутки до 1.8 миллионов тонн в сутки. Однако это не привело к росту экспорта нефти - в этом году экспорт находится на том же уровне, что и в прошлом году - 548 тысяч тонн в сутки. Отчасти это объясняется немного более высоким объёмом переработки, но основная часть дополнительной добычи пока уходит в Стратегическое хранилище топлива США, объём которого вырос на 4.1 миллиона тонн за этого год (то есть на 100 дней дополнительных объёмов добычи из 300 возможных). Главная причина начала стагнации экспорта нефти из США - это повышение конкуренции сортов нефти на международном рынке.

Географическая структура экспорта нефти из США претерпевает изменения. Китай стал импортировать в этом году на 25 тысяч тонн в сутки меньше нефти из США (на один танкер Афрамакс раз в 4 дня). Это снижение происходит на фоне общего снижения объёмов импорта нефти Китаем - снижение на 47 тысяч тонн в сутки. Таким образом доля нефти из США в снижении составляет более половины. Это гораздо больше доли США в общем портфеле импорта нефти в Китай. То есть нефть из США является приоритетной для отказа китайскими государственными компаниями. Негосударственные нефтяные компании Китая уже давно не импортируют нефть из США. Также снижение импорта нефти из США отмечается в Италии, которая всё больше переключается на нефть, отгружаемую в Новороссийске и транспортируемую по Каспийскому Трубопроводному Консорциуму из Западного Казахстана и Нижнего Поволжья.

Рост импорта нефти из США отмечен в Южной Корее (в существенной степени контролируемой силовыми ведомствами США), Индии (который США активно запрещают импорт венесуэльской и иранской нефти) и Нигерии (временное явление, связанное с запуском НПЗ Данготе).

Это всё приводит к сомнениям нефтяных компаний США в дальнейших вложения их инфраструктура экспорта нефти. Однако текущие объёмы экспорта нефти из США в любом случае остаются рекордными за всю историю США.

Переработка нефти

США являются одним из ведущих переработчиков сырой нефти. Также как и в промышленной добычи нефти именно США начали развивать её нефтепереработку. Объём нефтепереработки в 2023 году составил 16.4 миллиона баррелей в сутки, что эквивалентно 908 миллионам тонн за год. США и Китай являются двумя крупнейшими по объёмам нефтепереработки рынками с большим отрывом от остальных стран.

Одной из особенностью текущего рынка товарных нефтепродуктов в США является высокая условная цена за октан в товарных бензинах, которая в ближайшие годы будет превышать допандемический уровень. Вследствие слишком быстрого закрытия мощностей риформинга на НПЗ в США и других странах в Западном полушарии стремительный рост после окончания пандемии на бензин привёл к высокой утилизации оставшихся мощностей риформинга и, как следствие, выход жидкого риформата, необходимого для блендинга с целью повышения октанового числа в товарных бензинах, снизился. Рост добычи нефти в последние годы также происходил за счёт преимущественно лёгких малосернистых сортов сырой нефти. Вследствие чего выросли объёмы производимой нафты и её использование в блендинге товарных бензинов, что её больше увеличило потребность в необходимых высокооктановых компонентах для смешения бензинов.

США является ведущим в мире производителем биотоплива, включая этанол и биодизель. Данные виды топлива используются при блендинге автомобильного бензина и дизельного топлива.

Хранение нефти и нефтепродуктов

США обладают одним из крупнейших в мире резервом уже добытой нефти в физических хранилищах. Ключевой его элемент - Strategic Petroleum Reserve (SPP) был законодательно создан и наполнен нефтью во времена, когда США были крупнейшим импортёром нефти в мире. Аналогичные рекомендации о необходимости хранения 100-дневного объёма импорта сырой нефти Международное энергетическое агентство даёт всем импортёрам нефти. В настоящее время США являются нетто-экспортёром сырой нефти и не используют SPR по прямому назначению. В 2020 годах SPR был использован Правительством США для ценовых спекуляций. Так во время ковидного падения спроса не нефть и ухода котировок в около нулевую и даже отрицательную зону были проведены закупки нефти в резерв. В 2022 году были осуществлены продажи из SPR в комбинации с ведением США, ЕС и пр. ограничений на покупку третьими странами российской нефти для нанесения урона экономики России и удержании на приемлемом уровне цены нефти для своих союзников-импортёров (Япония, ЕС).

Актуальный запас по состоянию на 28.02.2024 - 370 миллионов баррелей или 50 миллионов тонн нефти. В 2014-2019 годах объём SPR составлял 650-700 миллонов баррелей. Общий объём запасов добытой нефти и нефтепродуктов в США по состоянию на 28.02.2024 составляет 114 миллионов тонн (837 миллионов баррелей), что составляет 19% от общемировых запасов. По этому показателю США занимает второе место после Китая.

Потребление нефтепродуктов

Рынки дизельного топлива и автомобильного бензина являются крупнейшими в мире. Их сезонность и прочие факторы данных местных рынков влияют на весь глобальный рынок нефтепродуктов и нефти всего мира.

Рынки нафты и бензина в США являются взаимосвязанными благодаря непрерывной оптимизации производственных и торговых портфелей участниками рынка. Поскольку экспорт парафиновой нафты сокращается, внутренние запасы увеличиваются, снижая цены. Затем производители блендеров закупают эту более дешевую нафту для использования в бензине в качестве субоктанового топлива, что стимулирует спрос на высокооктановые смеси EB и CU и, в свою очередь, на исходный бензол.

Экспорт и импорт нефтепродуктов

Рынок нефтепродуктов США (как и нефти) не является абсолютно независимым и в высокой степени интегирован с рынками Латинской Америки и Западной Европы. США является чистым экспортёром нефтепродуктов.

Ключевыми экспортными рынками для дизельного топлива из США являются Европа и страны Латинской Америки.

Среднегодовой экспорт дизельного топлива в Европу составляет 8 миллионов тонн (22 тысячи тонн в сутки). При этом в летнее время (пик потребления дизельного топлива в Европе) экспорт достигает 27-34 тысячи тонн в сутки. С февраля 2023 года НПЗ США являются планом Б для европейских импортёров в случае возникновения непредвиденных проблем. После отказа Европы от российского дизеля (до января 2023 года импорт российского дизеля в Европу составлял около 25 миллионов тонн в год или 68 тысяч тонн в сутки), импорт дизельного топлива из США резко вырос, компенсируя 25-30% от российских поставок.

Страны Латинской Америки являются импортёрами нефтепродуктов, включая ведущие нефтедобывающие страны региона. Нефтепродукты из США, в том числе полученные при переработки нефти этих стран на НПЗ США, являются ключевым источником покрытия дефицита нефтепродуктов в странах региона. После увеличения экспорта дизеля из США в Европу, его место на рынках странах Латинской Америки частично занял российский дизель. Постепенный запуск мексиканского НПЗ Дос Бокас (также известного как Ольмека) мощностью переработки 17 миллионов тонн может существенно снизить Мексики от импорта нефтепродуктов из США.

США являются крупным импортёром бензина. Основные поставки идут из Западной Европы: Нидерландов, Великобритании, Португалии.

В дополнение к нефтепродуктам США также является крупным импортёром метилового эфира жирных кислот - среднемесячные объёмы импорта МЭЖК с ноября 2022 года составляют около 130 тысяч тонн. Основные страны-поставщики - Европа и Канада.

Previous
Previous

Рынок нефти и нефтепродуктов Сингапура

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов Йемена