Рынок нефти и нефтепродуктов России

Карта нефтяной отрасли

Добыча

Россия является одной из трёх крупнейших нефтедобывающих стран в мире наряду с Саудовской Аравией и США. Объём добычи жидких углеводородов в России - 539 миллионов тонн в год (1 476 тысяч тонн в сутки) по итогам 2023 года, включая:

  • сырая нефть - 476 миллиона тонн в год (1.3 миллиона тонн в сутки),

  • газовый конденсат - 46 миллионов тонн в год (126 тысячи тонн в сутки).

  • ШФЛУ - 17 миллионов тонн в год (47 тысяч тонн в сутки)

Крупнейшие нефтедобывающие компании:

  • Роснефть, включая Башнефть

  • Лукойл

  • Газпром, включая Газпромнефть

  • Татнефть

  • Сургуртнефтегаз

  • Иркутская нефтяная компания


Проект “Восток Ойл”, контролируемый Роснефтью,- крупнейшая точка роста добычи нефти в России в ближайшем будущем. 20 лет назад «Роснефть» приступила к реализации Ванкорского проекта, начав масштабное освоение перспективных месторождений Восточной Сибири. Для разработки уникального по запасам Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения было создано дочернее общество - «Ванкорнефть». Сегодня проект оснащён самыми современными и передовыми инженерными решениями в области добычи, подготовки и транспортировки нефти и газа. Более 95% оборудования и технологий, внедрённых на Ванкорском проекте - российского производства. Коэффициент извлечения нефти на Ванкоре - один из самых высоких в России. Решения в области экологии позволяют вести производственный процесс с минимальным углеродным следом. Уровень полезного использования попутного нефтяного газа на проекте составляет практически 100%. Для достижения максимального синергетического эффекта на проекте впервые был применён кластерный метод освоения близлежащих Сузунского, Тагульского и Лодочного месторождений. В 2019 году Ванкорский кластер стал частью флагманского проекта Роснефти - «Восток Ойл» - крупнейшего инвестиционного проекта мировой нефтегазовой отрасли. Ресурсная база проекта превышает 6,5 млрд тонн премиальной лёгкой малосернистой нефти. В «Восток Ойл» входят 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в Ямало-Ненецком автономном округе, на которых расположены 13 месторождений нефти и газа. В настоящее время ведутся подготовительные работы по строительству установок сбора и подготовки нефти, магистрального нефтепровода Ванкор – Пайяха – «Бухта Север» протяженностью 770 км, нефтеналивного терминала порт «Бухта Север». Первый этап строительства порта предусматривает возможность отгрузки нефти до 30-ти миллионов тонн в год. К 2030 году, после реализации второй и третьей очередей строительства, объём добычи и поставок нефти и газового конденсата составят 115 миллионов тонн в год (2.3 миллиона баррелей в сутки). 

Ключевые центры добычи газового конденсата:

  • Надым-Пур-Тазовская группа месторождений (Газпром)

  • Астраханская группа месторождений (Газпром)

  • Уренгойская группа месторождений (Роспан - Роснефть)

  • Арктические офшорные месторождений (Новый порт - Газпром нефть)

  • Ямальская группа месторождений (Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 - Новатек)

Ключевые сорта нефти:

  • Юралс (на выходе системы трубопроводов Транснефти в Европейской части России)

  • Смесь ВСТО (на выходе трубопровода Восточная Сибирь - Тихий Океан)

  • Смесь КТК (Каспийского Трубопроводного Консорциума)

  • Сибирская лёгкая

  • Сахалинская смесь

  • Сокол

  • Варандейская смесь

Россия входит в ОПЕК+ и БРИКС.

Транспортировка нефти

Ключевые действующие и строящиеся нефтяные месторождения, нефте и нефтепродуктопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, экспортные и терминалы и нефтебазы показаны на интерактивной карте.

Нефтетранспортная отрасль - одна из ключевых компонент российской нефтяной промышленности. Монополист на рынке транспорта нефти - ПАО “Транснефть”.

Во время Советского Союза была построена и эксплуатировалась крупнейшая в мире система международных нефтепроводов “Дружба“. По данной системе нефть экспортировалась в страны Совета экономической взаимопомощи: Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР. В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки, которые вмещают 1,5 млн кубических метров нефти (9 миллионов баррелей). По нефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортировалось до 67 млн тонн (1.4 миллиона баррелей в сутки).

Из ключевых проектов российского времени стоит особо отметить следующие:

  • Трубопровод Каспийского Трубопроводного консорциума, поставляющий нефть из прикаспийских месторождений Казахстана и России в Новороссийск.

  • Трубопровод Восточная Сибирь - Тихая Океан, поставляющего восточносибирскую нефть в порты Приморского края.

Экспорт нефти

Избыток нефти, составляющий примерно половину добычи, Россия экспортирует.

Вывоз морем нефти российскими компаниями был исторически не развит, по сравнению с практиками других нефтедобывающих стран. При этом большинство нефти продавалось на базисе ““Свободно на борту“ (FOB) российских портов. Российские компании отвечали за добычу и транспортировку по России до нефтеналивных портов (по системе магистральных нефтепроводов Транснефти, а также по железнодорожной сети РЖД). Иностранные трейдеры за редким исключением (LITASCO, структурное подразделение ЛУКОЙЛ) отвечали за морскую транспортировку и международную реализацию.

Российские компании владели нефтеперерабатывающими мощностями в странах-получателях российской нефти:

  • Лукойл - в Италии (ISAB мощностью переработки 16.0 миллионов тонн нефти в год), в Болгарии (Лукойл Нефтохим Бургас - 8.8), в Нидерландах (доля в TRN - 7.9), в Румынии (Petrotel-LUKOIL - 2.4), а также ранее на Украине (Лукойл-Одесский НПЗ - 2.8).

  • Роснефть - в Германии и в Индии.

Данная стратегия развития была схожей со стратегией Сауди Арамко, которая также активно развивает переработки нефти в странах, ключевых получателях своей нефти - США (ранее) и Китай (в настоящее время).

Географическая структура экспорта российской нефти в 2021 году выглядела следующим образом:

  • Европейский Союз - 452 тысячи тонн в сутки.

  • Китай - 219 тысяч тонн в сутки, включая поставки по нефтепроводу.

  • Великобритания и США - 82 тысячи тонн в сутки.

  • Турция - 27 тысяч тонн в сутки.

  • Индия - 14 тысяч тонн в сутки.

  • Африка - 14 тысяч тонн в сутки.

  • Латинская Америка - 14 тысяч тонн в сутки.

Общий объём экспорта - 360 миллионов тонн (986 тысяч тонн в сутки). На страны, которые в 2022-2023 годах внесли самоограничения на импорт российской нефти, приходилось 54% от экспорта российской нефти.

После почти полного отказа ЕС в 2022 году от закупки российской нефти, а также политических атак США, ЕС, Великобритании на логистические пути вывоза российской нефти и её закупки третьими странами, экспроприацию зарубежных НПЗ национальными властями вследствие угроз США произошла структурная перестройка международной торговли российской нефти. Российские государственные и частные нефтяные компании, независимые трейдинговые компании сформировали собственный танкерный флот и стали отвечать за полный цикл сделки, включая реализацию иностранным конечным нефтеперерабатывающим заводам, фрахт, перевалку в терминалах, страхование, платежи в национальных валютах и хеджирование ценовых и валютных рисков. Центр международной торговли российской нефти сместился из Швейцарии в ОАЭ.

Географическая структура экспорта нефти в 2023 году претерпела существенные изменения:

  • Европейский Союз - 82 тысячи тонн в сутки, включая поставки по нефтепроводу. Все поставки в адрес российских заводов в Европе и прочих заводов, технологически зависящих от российской нефти. После политической атаки в июле 2024 года ЕС и Украины на Венгрию и Словакию и перекрытия поставок нефти Лукойла на НПЗ данных стран, экспорт российской нефти в ЕС снизился сильнее и может в ближайшее время окончательное прекратиться.

  • Китай - 329 тысяч тонн в сутки, включая поставки по нефтепроводам и железной дороге.

  • Великобритания и США - 0.

  • Турция - 96 тысяч тонн в сутки.

  • Индия - 260 тысяч тонн в сутки.

  • Африка - 137 тысяч тонн в сутки.

  • Латинская Америка - 137 тысяч тонн в сутки.

Общий объём экспорта в 2023 году - 1 027 тысяч тонн в сутки. Доля стран, ограничивших себя в поставках российской нефти, снизилась в 7 раз до 8%. Китай и Индия составляют 57% в структуре экспорта российской нефти. В сентябре 2024 года доля Индии в морском экспорте нефти и газового конденсата достигла 52% от общего объёмы вывоза нефти морем, Китая - 40%. Для сравнения доля Китая и Индии в населении Земли - 35%, в мировом ВВП - 23%.

Место российской Юралс в Европе заняли нефть из Бразилии и Гайаны и сорта стран Персидского залива. Также в Европе наблюдается стагнация объёмов нефтепереработки по причинам небольшого снижения внутреннего спроса и спроса на экспорт европейских нефтепродуктов.

Экспорт нефтепродуктов через порты Чёрного моря подвержен высоким военным рискам (атакам Украины на нефтяные танкеры), а также погодным рискам. Шторма в Чёрном море делают невозможным экспорт российской, а также казахстанской нефти во время непогоды. Так в 2023 году ограничения на экспорт в Новороссийске были зафиксированы в 70 днях из 365 календарных.

Также погода влияет на прохождение турецких проливов Босфор и Дарданеллы - во время штормов транзит судов через Стамбул прекращается. В последние годы даже в хорошую погоду наблюдаются многодневные очереди на прохождение проливов, что также негативно сказывается на стоимости логистики.

Часть экспортируемых объёмов российской нефти проходит через перевалку борт-в-борт между танкерами в открытом море. Данный процесс является как естественной оптимизаций логистики, характерной ещё для экспорта до 2022 года, так и способам ухода от преследования со стороны США и прочих стран. Наибольшие объёмы перевалки в море наблюдались и наблюдаются летом ( до 10% летом в до 2022 года, 17% весной - летом 2023 года в период появления новых торговых стратегий, 7% летом 2024 года), Зимой объёмы перевалки в море существенно снижаются по погодным причинам.

83% нефти, экспортируемой с Чёрного и Балтийского морей, далее идёт через Суэцкий канал в Индию и другие Азиатские страны. Война США с Йеменом оказывает сильное влияние не рискованность и цену прохождения российскими танкерами Красного моря, однако не остановила данный поток. Более того по состоянию на август 2024 года российская нефть составляет 69% от объёма транзита нефти через Суцэкий канал Подробнее здесь. Остальные объёмы экспорт нефти из Европейской части России, по большей части, идут на турецкие НПЗ.

Россия также экспортирует нефть из Арктики (Варандейский терминал Лукойла) и планирует кратно нарастить эти объёмы (Восток Ойл Роснефти). Рост объёмов экспорта из Арктики взаимосвязан с программой развития Северного морского пути, а также строительства танкеров ледового класса и ледоколов. В 2024 году по СМП прошло 17 судов с грузами нефти. В 2023 году по СМП было транспортировано 14 грузов нефти. Температурные рекорды в Арктике позволяют расширять навигацию практически в каждом сезоне. Стандартный груз нефти составляет около 100 тысячи тон, таким образом объём транспортировки составляет около 1.9 миллиона тон. Это существенно уступает как объёмам транспортировки морем российской нефти другими маршрутами, так и объёмам транспортировки других товарно-сырьевых продуктов по СМП. Однако данные объёмы важны как с точки зрения диверсификации вывозной логистики из российских портов, так и создания материальной грузовой базы для дальнейшего развития СМП.

Через Россию экспортируется почти вся добываемая в Казахстане нефть - через нефтепроводы Каспийского трубопроводного Консорциума, а также через нефтепроводы Дружба. Подробнее здесь.

США оказывает значительное политическое давление на зарубежные компании, участвующие в логистике и оплате поставок российской нефти. В каждой дружественной или нейтральной России стране Государственным департаментом США выделен отдельный высокопоставленный сотрудник, который проводит личные встречи и доносит угрозы до владельцев руководителей компаний в данных странах. В 4 квартале 2023 года - 1 квартале 2024 года были введены десятки незаконных санкций против компаний из данных стран, включая танкера (Совкомфлота и другие), их владельцев (структуры Совкомфлота, Фрактал Шиппинг) и управляющих компаний, трейдинговых компаний. Вследствие угроз ведущие банки Турции, Китая, ОАЭ, Индии приостановили или существенно замедлили осуществления платежей. Есть случаи отказов терминалов от перевалки российской нефти (турецкий Дёртойл, а также индийские терминалы).

Сразу после начала давления США и прочих стран на российский экспорт нефти и нефтепродукты российская нефть стала торговаться на экспортных рынках со скидкой. В течении 2023 года цены с учётом доставки до клиента выровнялись с международными бенчмарками и дисконты снизились или вовсе исчезли:

  • Поставки дальневосточных сортов ВСТО (API 36, сера 0.6%) и Сокол (API 40, сера 0.3%) в порты провинции Шаньдунь в Китае осуществляются по ценам, аналогичным закупкам нефти сорта WTI (API 34, сера 0.3%) производимой США, (он же Dated Brent в настоящее время).

  • Поставки Юралс (API 32, сера 1.4%) из европейских портов России в Ямнагар и другие порты Западного побережья Индии осуществляются с дисконтом к сорту Дубай (API 31, сера 0.2%) , являющимся международным бенчмарком для экспортёров Ближнего Востока. Величина дисконта к сорту Дубай оценивается в настоящее время 2-2.7 тысячи рублей за тонну.

Однако более длинная логистика приводит к повышенным затратам на фрахт, и как следствие цены отгрузки сырой нефти в российских портах ощущают влияние давления США и прочих странах сильнее, чем цены с учётом доставки.

Флот Свободы

Для обеспечения экспорта нефти российские и нейтральные трейдеры, частные нефтяные компании сформировали свой нефтяной флот, который можно назвать “Флотом Свободы”. По состоянию на третий квартал 2024 года, флот, участвующий в вывозе российской нефти и мазута, оценивается в 410 танкеров. Из них большую часть составляют танкеры класса Афрамакс.

Основное пополнение флота нефтяных танкеров для вывоза нефти, конденсата и мазута осуществлялось во втором квартале 2023 года (увеличение флота на 25 судов в месяц) и декабре 2023 года (увеличение численности флота на 7 новых единиц). Флот нефтепродуктовых танкеров для вывоза дизельного топлива, бензина, нафты и прочих светлых нефтепродуктов активно пополнялся апреле 2023 года (70 танкеров) и далее в мае-июле (20 танкеров в месяц).

Доля судовладельцев из ЕС в экспорте российской нефти стала сокращаться со второго квартала 2023 года. Так доля греческих судовладельцев (ведущие владельцы, коммерческие и технические менеджеры нефтяного флота в ЕС) сократилась с 33% от общего объёма вывоза российской нефти и тёмных нефтепродуктов морем в мае 2023 года до 8% в сентябре 2024 года. При этом греческие судовладельцы продолжают участвовать в экспорте светлых российских нефтепродуктов - их доля сократилась с 40% во втором квартале 2023 года до 24% в сентябре 2024 года, однако продолжает оставаться достаточно высокой.

С 2024 года экспорт российской нефти морем также стали обслуживать танкеры, участвующие в экспорте иранской и венесуэльской нефти. Такие суда были и до марте 2022 года, однако их доля составляла мизерные 4%. В сентябре 2024 года доля таких судов достигла 35% от общего объёма вывоза нефти морем. В абсолютном выражении - 155 танкеров.

Доля судов класса Афрамакс, задействованных в вывозе российской нефти и нефтепродуктов, летом 2024 года достигла 34% от общего числа судов данного класса в мире. В классе судов средней дальности (MR) доля танкеров, вывозящих российскую нефть и нефтепродукты летом 2024 года составила 15%.

Всё это приводит к углублению разделения международного нефтяного флота на западную часть, контролируемую Вашингтоном и Лондоном, и восточную часть, контролируемую Ираном, Россией, Венесуэлом и в некоторой степени Китаем. С коммерческой точки зрения восточный флот функционирует в рамках своего баланса спроса и предложения, однако пока не обзавёлся общими для всех стран институтами - морское страхование и перестрахование, технический менеджмент, системы финансовых расчётов. Однако формирование таких институтов активно начинается, причём как снизу (на основе ежедневной операционной работы, участвующих в торговле компаний), так и попытками создания наднациональных правил сверху (преимущественно на основе площадки БРИКС).

Россия всегда была преимущественно сухопутной державой. Сейчас происходит процесс гиперактивного обучения морской торговле и создания соответствующей инфраструктуры. Западные страны проходили этот путь столетиями. Китай благодарю гигантизму и жесктой централизации освоил этот путь за два десятилетия.

Переработка нефти

Российская нефтеперерабатывающая отрасль - одна из крупнейших в мире по объёмам нефтепереработки, а также одна из крупнейших в России по вкладу в экономику.

Нефтеперерабатывающие заводы России:

  • Роснефть:

    • Рязанская нефтеперерабатывающая компания - 17.1 миллионов тонн в год.

    • Туапсинский НПЗ - 12.

    • Ангарская нефтехимическая компания - 10.2.

    • Башнефть-Уфанефтехим - 9.5.

    • Комсомольский НПЗ - 8.3.

    • Новокуйбышевский НПЗ - 7.9.

    • Башнефть-УНПЗ - 7.5.

    • Ачинский НПЗ - 7.5.

    • Ново-Уфимский НПЗ (Новойл) - 7.1.

    • Сызранский НПЗ - 7.0.

    • Саратовский НПЗ - 7.0.

    • Куйбышевский НПЗ - 7.0.

    • Нижневартовское НПО - 1.6.

  • Лукойл:

    • Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез в Кстово мощностью переработки - 17.0 миллионов тонн нефти в год.

    • Лукойл-Волгограднефтепереработка - 14.8.

    • Лукойл-Пермнефтеоргсинтез - 13.1.

    • Лукойл-Ухтанефтепереработка - 4.2.

  • Газпром нефть

    • Омский НПЗ - 22.0. Крупнейший по объёмам переработки НПЗ в России.

    • Московский НПЗ - 12.

  • Газпром:

    • Газпром нефтехим Салават - 10.0.

    • Сургутский завод по стабилизации конденсата - 4.0.

    • Астраханский газоперерабатывающий завод - 3.3.

    • Новоуренгойский завод по подготовке конденсата к транспорту - 0.4.

  • Сафмар

    • Афипский НПЗ - 7.0.

    • Орскнефтеоргсинтез - 6.6.

    • Краснодарский НПЗ - 3.1.

  • Нефтехимсервис:

    • Яйский НПЗ - 3.3.

    • Анжерский НПЗ - 1.2.

  • Прочие:

    • Киришинефтеоргсинтез (Сургутнефтегаз) - 21.

    • Танеко (Татнефть) в Нижнекамске - 16.2.

    • Ярославнефтеоргсинтез (Славнефть - совместное предприятие Газпром нефти и Роснефти на паритетных началах) - 15.7.

    • ТАИФ-НК (Сибур) - 8.3.

    • Тюменский НПЗ (Русинвест) - 7.9.

    • Ильский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания) - 6.6.

    • Хабаровский НПЗ (Независимая нефтегазовая компания) - 5.0.

    • Новошахтинский завод нефтепродуктов (Петон) - 5.0.

    • Славянский НПЗ (Славянск ЭКО) - 4.0.

    • Марийский НПЗ (передано за долги Московскому Кредитному банку) - 1.4.

    • Усинский НПЗ (ООО «Енисей») - 1.0.

    • НПЗ «Дитэко» (ООО МФЦ «Капитал») - 0.9.

    • Коченёвский НПЗ (ООО "ВПК-Ойл") - 0.7.

    • Николаевский НПЗ (ООО «Самаратранснефть-терминал») - 0.5.

    • Итатский НПЗ (ООО «Кузнецкий уголь») - 0.5.

    • Стрежевской НПЗ (Томскнефть) - 0.3.

    • Кособродский нефтебитумный завод (совместное предприятие ООО «Финансовые инновации» и ООО «Энергосервис» на паритетных началах) - 0.2.

Общая мощность 40 НПЗ составляет свыше 341 миллион тонн нефти и газового конденсата в год, что эквивалентно 934 тысячам тонн в сутки .

Объёмы переработки нефти в 2023 году составили - 275 миллионов тонн за год, что эквивалентно 753 тысячам тонн в сутки. Утилизация нефтеперерабатывающих мощностей - 81%. На объёмы переработки нефти и газового конденсата и выпуска товарных нефтепродуктов во второй половине 2023 года и первом квартале 2024 года повлияли в худшую сторону атаки Украины на российские НПЗ.


Баланс нафты:

  • Производство – 22 миллиона тонн в год в 2023 году (60 тысяч тонн в сутки).

  • Практически вся произведённая товарная нафта экспортируется.

 

Баланс бензина:

  • Производство – 44 миллиона тонн за 2023 год (121 тысяча тонн в сутки).

  • Внутренний спрос – 38 миллионов тонн в 2023 году (104 тысячи тонн в сутки). Именно обеспеченность бензином вызывает основные опасения у Правительства РФ. Поэтому даже столь незначительный в масштабах нефтяной отрасли России объём экспорта бензина часто ограничивается правительственными решениями, чтобы насытить внутренний рынок и сдержать цены на автомобильное топливо. Системное решение данной проблемы - строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей и модернизация текущих для повышения доли выхода светлых нефтепродуктов.

  • Чистый экспорт – 6 миллионов тонн в 2023 году (17 тысяч тонн в сутки).


Баланс авиакеросина:

  • Производство – 11 миллионов тонн в 2023 году (30 тысяч тонн в сутки).

  • Внутренний спрос – 9.5 миллионов тонн в 2023 году (26 тысяч тонн в сутки).

  • Чистый экспорт – 1.5 миллионов тонн в 2023 году (4 тысячи тонн в сутки).


Баланс дизельного топлива :

  • Производство – 99 миллионов тонн в 2023 году (271 тысяча тонн в сутки).

  • Внутренний спрос – 53 миллиона тонн в 2023 году (145 тысяч тонн в сутки). Дизельное топливо – основной вид топлива для транспорта в России.

  • Чистый экспорт – 46 миллионов тонн в 2023 году (126 тысяч тонн в сутки).

Баланс мазута:

  • Производство – 44 миллиона тонн в 2023 году (121 тысяча тонн в сутки).

  • Внутренний спрос – 10 миллионов тонн в 2023 году (27 тысяч тонн в сутки).

  • Чистый экспорт – 34 миллиона тонн в 2023 году (94 тысячи тонн в сутки).

Баланс битумов:

  • Производство битумов составляет порядка 2 тысяч тонн в сутки.

  • Внутренний рынок - 1 тысяча тонн в сутки.

  • Экспорт - 1 тысяча тонн в сутки.

Во втором полугодии 2023 года наблюдался дефицит и стремительный рост цен на автомобильное топливо, что привело к эскалации вопроса на уровень Правительства и Президента РФ, временным частичным ограничениям экспорта и ручному управлению отраслью. Аналогичные проблемы с плановой обеспеченностью топливом возникли в марте 2024 года. Для их предолжения также ввели ограничения на экспорт (бензина) и повышение прозрачности внутренних продаж (увеличение доли продаж СПб МТСБ для дизельного топлива). Среди непосредственных причин стоит отметить следующие ключевые:

  • Налоговый манёвр по уходу от экспортной пошлины на экспорт нефтепродуктов в пользу НДПИ способствует сравниванию внутрироссийских цен с международными за вычетом стоимости логистики.

  • Временное снижение выплат по демпферу.

  • Ослабление курса рубля в международных валютах.

  • Одновременный выход в плановые и аварийные ремонты большого количества НПЗ, включая последствия атак Украины на российские НПЗ.

  • Высокий спрос на топливо со стороны Минобороны.

  • Конвенции (“узкие места”) на железнодорожной сети страны.

Для системного решения подобного рода проблем, также наблюдаемых и в соседних странах, очевидно нужна государственная программа строительства новых нефтеперерабатывающих заводов в стране. Для самих нефтяных компаний строительство НПЗ может быть невыгодно, неприоритетно - дефицит технологических поставщиков необходимого оборудования, отсутствие экономических стимулов снижать маржу внутреннего рынка, низкий возврат инвестируемого в нефтепереработки капитала. Однако на государственном уровне выгоды очевидны - создание технологических компетенций в ключевой отрасли, минимизация социальных рисков в части цен на топливо, развитие смежных отраслей и снижение зависимости от Индия и Китая в части экспорта нефти.

Важную роль на экономику и объёмы производства и реализации нефтепродуктов оказывает механизм демпфер. Государственный механизм за авторством Министерства энергетики РФ по обеспечению наличия в полном объёме в каждый день топлива на внутреннем российском рынке и одновременно недопущения резко роста цен на топливо выше инфляционных целей. Суть механизма заключается в компенсации нефтепереработчикам из бюджета РФ упущенной выгоды от экспорта при выполнении определённых условий. Набор условий и правила расчёта компенсаций часто меняются в рамках ситуативного управления рынком. Действующие на март 2024 года правила следующие:

Нефтеперерабатывающие компании получают право на компенсации из Бюджета РФ в случае:

  1. Реализации на российском рынке не менее 50% произведённого бензина и дизельного топлива.

  2. Продажи на СПбМТСБ произведённого топлива в объёме не менее 15% бензина и 12% дизельного топлива. До марта действовали доли 13% и 9.5% соответственно.

  3. Среднедневная фактическая цена продажи топлива на СПбМТСБ превышает в расчётный месяц ориентир Министерства энергетики (56 900 рублей за тонну для бензина и 55 200 рублей за тонну для дизельного топлива).

Объём компенсации составляет в настоящее время полную величину разницы между внутренними российскими оптовыми ценами и расчётной велиной экспортной альтернативы за каждую тонну топлива, реализованную на российском рынке. Ренее временно вводились пониженные коэффициенты для выплат (68% от величины данной разницы для бензина и 65% для дизельного топлива) для снижения общей величины выплат из госбюджета и его дефицита соответственно.

Атаки Украины на российскую нефтяную инфраструктуру

Инфраструктура российской нефтяной промышленности начиная с начала 2024 года подвергается активным атакам со стороны Украины.

Перечень атак:

22.06.2022 - атакован Новошахтинский завод нефтепродуктов в Ростовской области. Наблюдались взрывы и пожары.

08.01.2024 – нападение на железнодорожную станцию Сан-Донато (Уральский регион) с незначительными последствиями. Указывалось, что взрывчатка была прикреплена к цистернам поезда "Газпромтранс". Близость взрыва к объектам "Газпром нефти" вызвала опасения. По сообщениям, никто не пострадал и объектам не был нанесён ущерб.

09.01.2024 – нападение на нефтебазу АО "Орёлнефтепродукт" (Орловская область) с незначительными последствиями. Беспилотник врезался в резервуар на нефтебазе "Орёлнефтепродукт". По сообщениям, резервуар был пуст, и пожара после столкновения не возникло.

18.01.2024 – нападение на АО «Петербургский нефтяной терминал» с незначительными последствиями. Обломки беспилотника были обнаружены на нефтяном терминале. Он был перехвачен российской системой противовоздушной обороны до того, как он достиг цели.

19.01.2024 – атака на Клинцовскую нефтебазу (Брянская область) с умеренными последствиями. Беспилотник стал причиной пожара на нефтебазе. Пострадали четыре топливных бака, в которых находилось более 3 100 тонн бензина. Эта нефтебаза имеет решающее значение для транспортировки топлива российским войскам.

21.01.2024 – атака беспилотника на Нефтяной терминал в Усть-Луге, в результате чего был нанесён значительный ущерб. Удар беспилотника вызвал два взрыва на нефтяном терминале Новатэка. Терминал по экспорту сырой нефти не пострадал. Терминал по экспорту нефтепродуктов возобновил работу 23 января. Новатэк отключил соседнюю установку по фракционированию конденсата мощностью 7 миллионов тонн в год. Возможно она приостановит работу на месяц-два, хотя это не было подтверждено Новатэком. Усть-Луга - предприятие, ориентированное на экспорт, в основном экспортирующее нафту.

25.01.2024 – нападение на Туапсинский НПЗ мощностью переработки 12 миллионов тонн в год, в результате чего был нанесён значительный ущерб. Удар беспилотника вызвал пожар на установке вакуумной дистилляции НПЗ. Поскольку данная установка интегрирована с установкой перегонки сырой нефти, "Роснефть" может отключить обе установки, хотя это пока не подтверждено. НПЗ ориентирован на экспорт, влияние на внутренний рынок, вероятно, будет ограниченным.

29.01.2024 – целью беспилотника стал НПЗ «Славнефть - ЯНОС» в Ярославле мощностью переработки 15.7 миллионов тонн в год. Последствия нападения незначительны. Беспилотник был перехвачен российской системой противовоздушной обороны. Пожар не возник. НПЗ продолжил работу в штатном режиме.

31.01.2024 – сбитый противовоздушной обороной беспилотник упал на нефтеналивной терминал «Невский мазут» в Санкт-Петербурге. Серьёзного пожара не случилось, так как резервуары, в которые попал беспилотник, были пустыми. Также оказалась повреждена техника и хозпостройки на территории терминала. О пострадавших не сообщалось. 

03.02.2024 – сбитый беспилотник стал причиной возгорания трубопровода ЭЛОУ-АВТ-5 на НПЗ «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Мощность переработки НПЗ - 16.4 миллионов тонн в год. Мощность переработки ЭЛОУ-АВТ-5 - 3.5 миллиона тонн в год. Имела место кратковременная приостановка части производственного цикла НПЗ для устранения последствий атаки беспилотника. Установка была запущена в работу 21.02.2024. Необходимо отметить, что НПЗ «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» — крупнейший производитель нефтепродуктов в Южном федеральном округе.

09.02.2024 – беспилотник атаковал Ильский НПЗ в Краснодарском крае мощностью переработки 6.6 миллионов тонн в год. В результате падения беспилотника произошёл взрыв и начался пожар, который удалось оперативно локализовать. НПЗ введён в эксплуатацию после технического обслуживания.

15.02.2024 – удар беспилотника стал причиной пожара на нефтебазе в Курской области, которая принадлежит ООО «Нефтебаза Полевая». Пожару подвергся резервуар с бензином ёмкостью 100 тонн. Пострадавших нет.

04.03.2024 – предотвращён удар беспилотника с 20-ю килограммами взрывчатки на территории АО "Петербургский нефтяной терминал" мощностью перевалки 12 миллионов тонн в год. Данный терминал является крупным балтийским экспортным терминалом для мазута и других экспортных товаров из России и Беларуси.

05.03.2024 – атакована беспилотным летательным аппаратом Губкинская нефтебаза Белгороднефтепродукта (входит в Роснефть). На территории предприятия начался пожар, который охватил резервуары с топливом, Пожар был оперативно локализован. Серьёзных простоев не наблюдалось.

06.03.2024 – противовоздушной российской обороной сбито два беспилотника, целью которых была Воронежская нефтебаза, ориентированная на внутренний российский рынок. Пожара не возникло, нефтебаза функционирует в полном режиме.

10.03.2024 – падение беспилотника на территории Курской нефтебазы стало причиной возникновения пожара. Пожар локализован. Момент возобновления полного функционирования нефтебазы уточняется. Курская нефтебаза ориентирована на внутренний российский рынок.

11.03.2024 – атакована нефтебаза в Курской области. На предприятии был пожар.

12.03.2024 – попытка атаки БПЛА на НПЗ Сургутнефтегаза Киришинефтеоргсинтез в Ярославской области. БПЛА подавлены ПВО.

12.03.2024 – атакована нефтебаза в Орловской области, принадлежащая Роснефти. На предприятии был пожар, пострадавших нет. Работа нефтебазы была частично приостановлена.

12.03.2024 – атакован беспилотным летательным аппаратом НПЗ Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез в Кстово. На предприятии был пожар. НПЗ был остановлен и будет на ремонте ожидаемо несколько месяцев. НПЗ Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез, мощностью переработки 17 миллионов тонн в год, является одним из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в стране, ориентированный на внутренний рынок.

13.03.2024 – на территорию Рязанского НПЗ, принадлежащего Роснефти, упали три беспилотника. Результатом стало возгорание на территории нефтезавода, есть пострадавшие. Рязанский НПЗ управляется Рязанской нефтеперерабатывающей компаний, входящей в группу Роснефть.

13.03.2024 - атакован БПЛА Киришинефтеоргсинтез в Лениградской области. Без последствий.

13.03.2023 - атакован БПЛА Новошахтинский НПЗ в Ростовской области. Без последствий.

15.03.2024 - БПЛА атаковал НПЗ Первый завод в Калужской области. Наблюдался небольшой пожар на территории предприятия.

16.03.2024 - атакован БПЛА Сызранский НПЗ в Самарской области, принадлежащий Роснефти. На НПЗ был сильный пожар, повреждена основная установка первичной переработки нефти, длительный простой основной части комплекса.

16.03.2024 - атакован БПЛА Новокуйбышевский НПЗ, также принадлежащий Роснефти. Атаку удалось отбить.

17.03.2024 - атакован при помощи БПЛА Славянский НПЗ в Кубанском Крае. Наблюдался пожар. Вероятно были повреждены установки первичной переработки нефти.

23.03.2024 - атакован Куйбышевский НПЗ в Самаре. В результате произошло возгорание колонны первичной переработки нефти. Пожар потушили, локализовали, жертв и пострадавших нет.

23.03.2024 - совершена атака беспилотника на Новокуйбышевский НПЗ. Её удалось отбить.

02.04.2024 - атака БПЛА на НПЗ Танеко в Нижнекамске и Елаз-Нефтепродукт в Елабуге. Пожар потушен, серьёзных повреждений и простоев нет.

27.04.2024 - атака БПЛА на Славянский НПЗ в Краснодарском крае. Повреждена колонна для отделения нафты.

27.04.2024 - атака БПЛА на Ильский НПЗ в Краснодарском крае. Повреждена колонна первичной переработке нефти.

28.04.2024 - атака БПЛА на нефтебазу рядом с деревней Людиново в Калужской области. Атаку удалось отбить.

01.05.2024 - украинские БПЛА атаковали Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию, принадлежащую Роснефти. Мощность переработки НПЗ составляет 17.1 миллиона тонн нефти в год. На месте наблюдается пожар.

02.05.2024 - попытка атаковать Афипский и Новошахтинский НПЗ. Дроны были подавлены.

06.05.2024 - БПЛА был найден на территории нефтебазы в Лисках Воронежской области, но падение беспилотника не вызвало возгорания.

09.05.2024 - БПЛА напали на нефтехранилище у села Юровка под Анапой, вызвав пожар. Кроме того, в этот день дрон долетел до завода "Газпром нефтехим Салавате". Однако он не нарушил технический процесс на предприятии.

10.05.2024 - БПЛА атаковали НПЗ в Калужской области. Возгорание фиксировалось на емкостях с дизелем и мазутом. По данным властей региона, пожар был потушен, пострадавших нет. НПЗ "Первый завод", мощностью 1,2 млн т, расположен в Дзержинском районе Калужской области. Он выпускает топочный мазут, технологическое дизельное топливо и другие продукты первичной переработки.

11.05.2024 - атака украинских БПЛА на волгоградский завод Лукойла. Пострадала крупнейшая установка первичной переработки нефти (ЭЛОУ АВТ 1, мощностью переработки 6 миллионов тонн нефти в год), а также неработающая ЭЛОУ АВТ 6, находящаяся в процессе реконструкции.

14.05.2024 - украинские БПЛА атаковали грузовой поезд, перевозивший нефтепродукты, на станции Котлубань под Волгоградом. Сгорели и повреждены 9 железнодорожных цистерн.

17.05.2024 - массированная атака на Новороссийский морской порт. О повреждения не сообщалось.

17.05.2024 - атака на Туапсинский НПЗ Роснефти. На территории завода наблюдался пожар.

06.06.2024 - атака украинских БПЛА на Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области. На территории завода наблюдался пожар.

06.06.2024 - нефтебазу в районе Старого Оскола в Белгородской области атаковал дрон-камикадзе ВСУ, загорелся один из резервуаров. Возгорание потушено.

01.09.2024 - атака БПЛА на Московский НПЗ Газпромнефти. Незначительные повреждения.

Оценочно, установки первичной переработки нефти общей мощностью 116 тысяч тонн в сутки временно прекратили работы по итогам атак. Это эквивалентно переработке 43 миллионов тонн сырой нефти в год (в случае если все простои будут длительными или постоянными), что составляет 15% от объёма переработки в 2023 году и 12% от текущей мощности всех российских НПЗ (переработки нефти) и ГПЗ (переработки газового конденсата).

Экспорт нефтепродуктов

Избыток нефтепродуктов Россия экспортирует. Также, как и с экспортом нефти, ограничения со стороны США, ЕС и Великобритании в 2023 году привели к необходимости полной перестройки экспорта нефтепродуктов. Это привело к росту экспорта нефтепродуктов на новые для России рынки - стран Латинской Америки, Африки, а также Азии.

Ключевые экспортируемые нефтепродукты:

  • Дизельное топливо - 46 миллионов тонн в 2023 году (126 тысяч тонн в сутки). Дизель - ключевой экспортный нефтепродукт России. Объёмы экспорта - около 10% от объёмов добычи нефти в стране.

  • Мазут - 34 миллиона тонн в 2023 году (93 тысяч тонн в сутки, то есть танкер класса Афрамакс ежедневно).

  • Нафта - 22 миллиона тонн в год в 2023 году (60 тысяч тонн в сутки).

  • Вакуумный газоль - 11 миллионов тонн (30 тысяч тонн в сутки). Практически все поставки уходят в Азию (Индия, Турция, ОАЭ и прочие страны Азии).

  • Бензин - 6 миллионов тонн в 2023 году (16 тысяч тонн в сутки)..

  • Авиакеросин - 1.5 миллионов тонн в 2023 году (4 тысяч тонн в сутки).

  • Экспорт битума составляет около 1 тысяч тонн в сутки. Ключевые покупатели - Казахстан, Грузия.

Российский экспорт переживает турбулентные времена. В настоящее время идёт процесс активного становления отечественного и условно дружественного экспорта нефтепродуктов. Ранее типовой стратегией продажи была сделка на базисе FOB российских портов и ключевой задачей было проконтролировать доставку Траснефтью продукта до нефтепродуктовых терминалов. В настоящее же время перед российскими экспортёрами стоят задачи выстраивания, причём прямо сейчас, всей логистической цепочки до финальных покупателей-импортёров, а также проактивный поиск данных покупателей и преодоление политического давления со стороны США, Великобритании ЕС.

Ключевыми проблемами-задачами являются:

  • Создание собственного флота для экспорта тёмных и светлых нефтепродуктов и обеспечение его антисанкционной устойчивости.

  • Создание отечественной и дружественной (Китай, Индия) инфраструктуры страхования и перестрахования флота и морских перевозок.

  • Обеспечение платёжной инфраструктуры по экспортным поставкам.

  • Покупка и долгосрочная аренда нефтепродуктовых терминалов в странах реализации нефтепродуктов.

  • Создание бункеровочных компаний для реализации на целевых рынках судового топлива, включая мазут и дизельное топливо.

Экспорт флагманского продукта - дизельного топлива с ноября 2023 года начинает сталкиваться с новой волной усиления политического давления США и прочих стран. Даже несмотря на снижение производства нефтепродуктов вследствие атак украинцев и весенней ремонтной кампании возникли сложности с реализацией даже сниженных объёмов. Объёмы нераспроданного дизельного топлива, хранимого в танкерах, выросли восьмикратно и по состоянию на начало мая 2024 года составляют 1.2 миллион тонн (50% от общемировых запасов дизельнго топлива на воде) и продолжают накапливаться.

Географическая структура экспорта существенно поменялась до января 2023 90% экспорта российского дизельного топлива морем уходило в Европу, где дизельное топливо потреблялось на местных рынках или перепродавалось трейдинговыми компаниями далее, преимущественно в страны Африки. Начиная с января 2023 года экспорт российского дизельного топлива постепенно начал переориентироваться в Африку и Латинскую Америку, которые по состоянию на 1 квартал 2024 года составляют половину спроса на российское дизельное топливо. При этом Европа все ещё покупает до 40% российского дизельного топлива. Более длинные логистические пути, а также необходимость выйти на новые для себя рынки, потребовали предоставления скидок, однако теперь российские и связанные с Россией трейдинговые компании несут не только большие операционные затраты, но и получают прибыль перекупщиков, ранее достававшуюся международным трейдерам (таким как Трафигура, Витол, Гунвор).

Новые покупатели российского мазута - Китай, Индия, Саудовская Аравия, Египет и другие страны Ближнего Востока, а также торговый хаб в Сингапуре и Малайзии. Объёмы экспорта колеблются в пределах 80-125 тысяч тонн в сутки в последние месяцы после начала давления США, ЕС и Великобритании на экспорт российских нефтепродуктов. Практически весь экспортируемый мазут - высокосернистый с небольшой долей среднесернистого. Поставки высоко востребованного на рынке низкосернистого мазута практически отсутствуют. Российский мазут в значительной степени конкурирует с поставками высокосернистых сортов нефти (например, из Венесуэлы и Ирана) на НПЗ Китая и Индии.

Интересный момент, что в странах Ближнего Востока зачастую происходит размен - местный мазут уходит на экспорт, а потребность внутренних рынков восполняется импортом российского мазута. Данная схема является устойчивым прибыльным бизнесом для всех участников. Ключевые страны - покупатели российского мазута в данном регионе - Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Египет. Пик поставок в страны Ближнего Востока приходится на жаркое арабское лето - в первую очередь, июль и август.

Сингапур и Малайзия являются ведущим мировым хабом для физической торговли мазутом. Основная часть мазута уходит судовым компаниям в качестве бункерного топлива, другая часть перепродаётся мелкими партиями по 3-20 тысяч тонн локальным потребителями на бесчисленных островах Юго-Западной Азии. Российские нефтяные (Газпром, Лукойл) и трейдинговые компании создали и продолжают активно развивать бункеровочные подразделения для выхода на конечных потребителей мазута и соответственно контроля полной цепочки производства и поставок мазута.

Поиск альтернативных рынков для российской нафты относительно затруднён в виду ограниченного числа неподконтрольных США, ЕС, Великобритании, Японии, Южной Кореи нефтехимических компаний, имеющих необходимость в закупках сырья для своих заводов. Ключевые новые покупатели российской нафты - азиатские нефтехимические компании. Логистика поставок включает перевалку в море с одних судов на другие для изменения происхождения груза.

Бензин экспортируется в страны Африки, Латинской Америки, Турцию. Контрагенты многочисленны. Постепенный запуск НПЗ Данготе в Нигерии снизит потребность страны в импорте бензина, что немного ухудшит положение российских экспортёров бензина. Российский бензин на рынке стран Западной Африки в настоящее время, в основном, конкурирует с бензином с европейских НПЗ. Важное значение оказывает повышение требованию к качеству бензина (снижения содержания серы) импортируемого в страны Западной Африки (до 0.005% начиная с января 2025 года) и экспортируемого из стран Северо-Западной Европы (прежде всего из Бельгии и Нидерландов). Существует потребность в снижение сернистости российского бензина для сохранения его долгосрочной привлекательность на целевых рынках сбыта.

Previous
Previous

Рынок нефти и нефтепродуктов Китая

Next
Next

Рынок нефти и нефтепродуктов Саудовской Аравии